Русский язык
Тема 10: Дополнительно: морфемика, орфографияУрок 9: Способы словообразования
- Видео
- Тренажер
- Теория
Вступление
Вы уже знаете о значении приставок и суффиксов, знаете о том, что эти части слова служат для образования новых слов. На уроке вы узнаете о том, как образуются новые слова. Конечно, есть слова в нашем языке, способ образования которых определить трудно. Например, знаете ли вы, как образовалось слова копейка? Оно образовалось с помощью суффикса. Многие наверняка сразу вспомнили слово «копить» и стали искать суффикс.
Но слово копейка образовалось от слова «копье», потому что на одной из первых русских монет было изображение всадника с копьём. Следовательно, слово копейка образовалось с помощью суффикса -к-, так же как слова змея – змейка, семья – семейка.
Как образуются новые слова?
Образуем от слова добрый другие слова разными способами.
Кстати, интересно происхождение и слова добрый. Образовалось оно от слова доба, то есть пора, время. И первоначальное значение этого слова было «большой, крепкий, вошедший в добу (в пору)».
В слове добрый выделена основа. Эта основа будет производящей, потому что именно от этой основы мы будем образовывать новые слова.
- Добавляем к основе приставку пре- и получаем новое слово со значением «очень добрый»: предобрый. Мы использовали приставочный способ словообразования.
- А теперь к основе слова добрый добавим суффикс -як- и получим слово со значением «добрый, мягкий человек»: добряк. Образовалось имя существительное. Мы использовали суффиксальный способ.
- А сейчас к производящей основе мы одновременно добавим приставку за- и глагольный суффикс -и-. Получим глагол со значением «расположить к себе, угодить»: задобрить. Такой способ словообразования называется приставочно-суффиксальным.
- От слова переходить мы можем образовать существительное переход. В данном случае мы не добавляли приставки или суффиксы, а, наоборот, отсекли от производящей основы суффикс -и-. Такой способ называется бессуффиксным.
- Следующие способы словообразования называются сложением. Это может быть сложение отдельных слов, сложение основы и целого слова, сложение основ.
Сложение слов |
Сложение основы и целого слова |
Сложение основ |
станок-автомат, чудо-птица |
звуковой, запись – звукозапись |
пеший, ходит – пешеход |
Наверное, вы встречали такие слова, как МГУ, универмаг.
В первом случае сложили начальные буквы слов, во втором случае сложили первые слоги двух слов. Такие слова называются сложносокращенными.
Посмотрите на словосочетания военный человек и молодой военный. Можете сказать, к какой части речи относится выделенное слово? В первом словосочетании слово военный отвечает на вопрос какой? – это прилагательное. Во втором случае слово военный отвечает на вопрос кто? – это уже имя существительное. Такой способ называется переходом слов из одной части речи в другую.
Список литературы
- Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова – М.: Дрофа, 2008.
- Русский язык. 5 кл.: под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта – М.: Дрофа, 2010.
- Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А. Ю. Купаловой. – М.: Дрофа, 2012.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Интернет-портал «irgali.narod.ru» (Источник)
Домашнее задание
- Задание № 1: Определите, как образованы данные слова, выделяя производящую основу и часть слова, с помощью которой образовано слово. Укажите способ образования.
Подсказать, безоблачный, приморский, беленький, луноход. - Задание № 2: Проиллюстрируйте известные вам способы словообразования собственными примерами.