Русский язык

Тема 10: Дополнительно: морфемика, орфография

Урок 10: Слитное и дефисное написание сложных слов

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

Учебное наблюдение

 

Перед вами словосочетание «научно-технический прогресс». Слово прогресс пришло из латинского языка и в буквальном смысле переводится как «движение вперед». А вы попробуйте ответить, как образовалось сложное слово научно-технический! Слово научно-технический образовано от слов научный, технический. Это два равноправных слова, между ними можем поставить союз и.

 

 

Следует запомнить

 

 

Сложные слова, образованные от равноправных, не зависящих друг от друга слов, пишутся через дефис.

 

Через дефис пишутся сложные слова:

  • обозначающие стороны света (юго-восточный, северо-запад);
  • обозначающие оттенки цвета и вкуса (тёмно-коричневый, кисло-сладкий).

 

Учебное наблюдение

 

 

А теперь подумаем, как образованы слова железнодорожный, долгожданный, сельскохозяйственный. Железнодорожный образовано от железная дорога, долгожданный от долго ждать, сельскохозяйственный от сельское хозяйство. В каждом случае мы можем от одного слова к другому задать вопрос: дорога какая? – железная, ждать сколько? – долго, хозяйство какое? – сельское. Таким образом, данные слова образованы от словосочетаний.

 

 

Следует запомнить

 

 

Сложные слова, образованные от словосочетаний, пишутся слитно.

 

 

Важное дополнение

 

 

Еще одно важное замечание, на которое стоит обратить внимание. В сложных словах мы выделяем соединительные гласные. При морфемном разборе слова как отдельную морфему мы такие гласные не выделяем. В словах древнерусский и немецко-русский сейчас выделены соединительные гласные е и о.

 

 

Следует запомнить

 

 

В сложных словах после мягкого согласного употребляется соединительная гласная е, после твёрдого – о.

 

 

Упражнения

 

 

Задание № 1.

 

Запишите сложные слова слитно или через дефис, вставьте пропущенные соединительные гласные. В скобках запишите, от каких слов образовано данное сложное слово.

Кров../обращение, музыкальн../драматический, ча../питие, син../жёлтый, дальн../восточный, добр../душный, светл../глазый, горьк../солёный, кисл../молочный.

Задание № 2 (Источник)

Приводимые ниже словосочетания замените сложными словами.

Образец: Тот, кто возит воду, – водовоз.

Жучок, который ест кору; заготовка леса; излияние крови; лечение грязями; предназначенный для ловли рыб; приспособление для ловли мышей; по виду змея; производящий ремонт вагонов; тот, кто варит сталь; тот, кто ловит птиц; хранилище овощей.

 

Список литературы

  1. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова – М.: Дрофа, 2008.
  2. Русский язык. 5 кл.: под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта – М.: Дрофа, 2010.
  3. Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А. Ю. Купаловой. – М.: Дрофа, 2012.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал «videotutor-rusyaz.ru» (Источник)
  2. Интернет-портал «dictionary.liferus.ru» (Источник)

 

Видеоурок: Слитное и дефисное написание сложных слов по предмету Русский язык за 5 класс.