Русский язык
Тема 11: ЛексикаУрок 5: Фразеологизмы
- Видео
- Тренажер
- Теория
Введение
Писатель К. Чуковский в книге «От двух до пяти» рассказал забавный случай.
Четырехлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.
– Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.
Светлана стала как-то странно вертеться.
– Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет...
В основе этого рассказа лежит сложное и интересное явление русского языка. Кроме словосочетаний и предложений, которые мы составляем в речи из отдельных слов с самостоятельными значениями, в русском языке есть еще и более сложные языковые единицы – фразеологизмы (рис. 1).
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, обычно понимаемые не буквально, а употребляемые в переносном значении.
Значение фразеологизма
Значение любого фразеологизма не происходит от значения слов, из которого состоит.
Например, высказывание строить воздушные замки (придумывать нереальные, невыполнимые планы). Общий смысл не происходит от слов оборота (рис. 2).
Состав фразеологизма
Фразеологизмы необходимо запоминать в готовом виде, мы не придумываем их сами. Состав слова во фразеологизмах менять нельзя.
Например, фразеологизм зарубить себе на носу (хорошо запомнить). Он существует только в таком виде и никаком другом (рис. 3)
Носом в старину называлась дощечка, которую использовали неграмотные люди, делая зарубки, чтобы нести учет долгов или проданного товара. Дощечки – прообраз современных еженедельников.
Роль фразеологизмов
Прочитайте отрывок текста, зеленым цветом выделены фразеологизмы (рис. 4):
Из этого текста можно сделать вывод, что фразеологизмы делают речь образной, эмоциональной, помогают лучше выразить отношении к сказанному.
Устойчивые выражения есть во всех развитых языках мира, в таблице приведены русские фразеологизмы и их иностранные аналоги (рис. 5):
В описании жизненных ситуаций человека подобран фразеологизм, который наиболее полно и кратко выражает основную суть ситуации, выделен зеленым цветом (рис. 6).
«Фразеологический зверинец»
В левой колонке отдельные слова или словосочетания, а в правой – фразеологизмы, которыми можно заменить обычные слова (рис. 7).
Заключение
Мы слышим и произносим каждый день какие-то фразеологизмы, если бы их не было, речь стала сухой и очень официальной. Употребляйте фразеологизмы в своей речи, она станет эмоциональнее и образнее.
Список литературы
- Львова С. И., Львов В. В. Русский язык. 5 класс. В 3-х частях. – 9-е изд., перераб. – М.: 2012. Часть 1 – 182 с., Часть 2 – 167 с., Часть 3 – 63 с.
- Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 частях.– М.: Просвещение, 2012. – Часть 1 – 192 с.; Часть 2 – 176 с.
- Русский язык. 5 класс / Под ред. Разумовской М. М., Леканта П. А. – М.: 2012 – 318 с.
- Рыбченкова Л. М. и др. Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 частях. – М.: Просвещение, 2014. – Часть 1 – 127 с., Часть 2 – 160 с.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Интернет-портал «chukfamily.ru» (Источник)
- Интернет-портал «mydocx.ru» (Источник)
- Интернет-портал «razumniki.ru» (Источник)
Домашнее задание
- Дайте определение понятию «фразеологизмы».
- Можно придумать фразеологизм самому или заменить в нем некоторые слова?
- Что придают устойчивые выражения нашему языку?