Русский язык

Тема 6: Повторение изученного в начальных классах

Урок 3: Правописание глухих и звонких согласных

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

Конспект

 

Все согласные звуки различаются по участию голоса и шума в процессе образования звука. По этому признаку выделяют сонорные согласные звуки, отличающиеся наличием в большей мере голоса, а не шума: [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р], [р'], [j'], - и шумные, которые, в свою очередь, делятся на звонкие и глухие согласные (при образовании первых наряду с шумом участвует и голос, при образовании вторых - только шум); к звонким относятся: [б], [б'], [д], [д'], [г], [г'], [в], [в'], [з], [з'], [ж]; к глухим относятся: [п], [п'], [т], [т'], [к], [к'], [ф], [ф'], [с], [с'], [ш], [х], [x'], [ц], [ч'], [щ'].

 

Озвончение и оглушение согласных

Для современного русского произношения характерно озвончение и оглушение некоторых согласных. Мы оглушаем звонкий согласный в абсолютном конце слова (например, в слове пруд конечный согласный произносится глухо - пру[т]) и перед глухим согласным (ре[с]кий, но  ре[з]ок). Глухой согласный озвончается перед звонким согласным (например, в слове косить произносим [c'] - ко[c']ить, а слове косьба - [з'] - ко[з']ба). Написание согласных в этих позициях (они называются слабыми позициями) необходимо проверять.

Как проверить написание согласных?

Для того чтобы проверить написание согласных, нужно подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы согласный оказался перед гласным или перед р, л, м, н: пруд – пруды, молотьба – молотить, узкий – узок, мог (могу), мок (мокнуть), просьба (просить), резьба (резать).Эти позиции называются сильными. Мы различаем звонкие и глухие в словах злой и слой (перед сонорным л), бой и пой (перед гласным). Исключением является слово свадьба (от сватать).

В некоторых иноязычных словах парный по глухости-звонкости согласный  нельзя проверять однокоренным словом: абстракция (абстрагировать), транскрипция (транскрибировать).

Написание слов с непроверяемыми согласными рекомендуется запомнить или определять по орфографическому словарю: варежка, ветчина, вокзал, зигзаг, здание, здесь, космонавт, потчевать, сдоба.

 

Список литературы

  1. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова – М.: Дрофа, 2008.
  2. Русский язык. 5 кл.: под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта – М.: Дрофа, 2010.
  3. Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А. Ю. Купаловой. – М.: Дрофа, 2012.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет:

  1. Правила русской орфографии и пунктуации. Правописание глухих и звонких согласных (Источник)
  2. ОРФО – система проверки правописания (Источник)

 

Домашнее задание

  1. Упражнение № 42, 43  (Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А. Ю. Купаловой. – М.: Дрофа, 2012).

 


Дополнительное задание

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подберите проверочные слова.

Фура...ка, впереме...ку (беспорядочно), теле...ка, изморо...ь (осенняя), зама...ка, сне...ки, меховая шу...ка, веселая шу…ка, про…ка, варе...ка, ве...чина, пого...ка.


 

 

Видеоурок: Правописание глухих и звонких согласных по предмету Русский язык за 5 класс.