Русский язык

Тема 7: Имя существительное

Урок 10: Падеж имени существительного

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

Вспоминаем изученное

Имя существительное в зависимости от выполняемых им в предложении функций изменяется по падежам. Падеж является грамматической категорией, которая показывает синтаксическую роль существительного и его связи с другими словами в предложении.

 

Вы уже знаете, что в русском языке шесть падежей:

Падеж

Вопросы

Именительный 

кто? что?

Родительный

кого? чего?

Дательный

кому? чему?

Винительный

кого? что?

Творительный

кем? чем?

Предложный

о ком? о чём?

Все падежи, кроме именительного, называются косвенными.

 

Как определить падеж имени существительного?

 

Чтобы правильно определить падеж существительного, необходимо найти слово, от которого зависит существительное, и задать от этого слова вопрос к существительному, причём лучше использовать одновременно оба вопроса.

 

Он верил другу: верил [кому? чему?] другу – Д. п.

Форму именительного падежа обычно имеет подлежащее, и такое существительное не зависит от других членов предложения, но связано со сказуемым.

Ср.: У меня есть [кто? что?] друг – И. п.

Важно не путать винительный падеж с именительным. В предложении слово в винительном падеже обычно бывает дополнением.

Сравните: Максим надул шарик (вижу (что?) шарик) – В. п.

Шарик улетел от Максима – шарик – И. п.

Особенно важно задавать оба вопроса в том случае, если существительное стоит в именительном, родительном или винительном падеже, поскольку у одушевлённых существительных совпадают вопросы родительного и винительного падежей (кого?), а у неодушевлённых существительных совпадают вопросы именительного и винительного падежей (что?).

Я видел [кого? что?] друга – В. п.;

Здесь нет [кого? чего?] друга – Р. п.;

Я видел [кого? что?] фильм – В.п.

В кинотеатре демонстрируется [кто? что?] фильм – И.п.

Если существительное имеет при себе предлог, то вопрос надо задавать, используя этот предлог.

Он посмотрел в книгу: посмотрел [в кого? во что?] в книгу.

Предлог может быть отделён от существительного прилагательным, местоимением. Но связан предлог с именем существительным, а не с зависимым от существительного определением.

Он ссорился со своим другом: ссорился [с кем? с чем?] с другом.

 

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс / Баранов М. Т. и др. – М.: Просвещение, 2008.
  2. Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория. 5–9 кл. – М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл. / Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – М.: Дрофа, 2010.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал «russisch-fuer-kinder.de» (Источник)
  2. Интернет-портал «Опорная таблица» (Источник)

 

Домашнее задание

Упражнение 1

Прочитайте текст. Запишите все существительные в нужной форме, определите падеж.

Сильно одряхлел дедушка, а прежде был молодец ____________. Плохо он видел, плохо слышал; рука _______ и нога _________ дрожали у него от старость _____________: несет ложка ______________ ко рот ___________ – и суп расплескивает.

Не понравилось это сын _____ и невестка ______________: перестали они отец _______ с собой за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашка _________. Задрожали рука __________ у старик _________, чашка выпала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали кормить отец ________ из старой деревянной миска __________.

У старикова сына был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на пол ____________ и складывает что-то из щепочка __________________.

Что ты делаешь, дитятко? – спросила у него мать, вытирая посуда ______________  полотенце _______________.

Коробочка ________________, – отвечает дитя, – вот как вы состаритесь с тятенька _________________, я буду вас из деревянной коробочка _______________ кормить.

Переглянулись отец с мать ___________________ и покраснели. Перестали с тех пора ________________ старик ______________________ за печь прятать, из деревянной миска __________ кормить.

Упражнение 2

Напишите в скобках падежный вопрос и определите падеж.

Образец: Писать (в чём?) в тетради (чем?) ручкой.

1. Плыть (___) по реке (____) на лодке. Расти (___) на опушке (____) леса. Уколоть (____) палец (___) иглой. Идти (__) по тропинке (___) к лесу. Сварить (__) компот (___) из яблок. Работать (    _) учителем (___) в школе. Приехать (___) в деревню (___) к бабушке. Играть (____) с другом (____) во дворе.

2. Съехать(___) на санках (__) с горы. Построить (___) крепость (___) из снега. Попасть (___) снежком (___) в окно. Кататься (__  ) по лесу ( __) на лыжах. Поздравить (___) друга (___) с праздником. Бежать (____) по льду(____) на коньках.

 

Видеоурок: Падеж имени существительного по предмету Русский язык за 6 класс.