Русский язык
Тема 7: Имя существительноеУрок 10: Падеж имени существительного
- Видео
- Тренажер
- Теория
Вспоминаем изученное
Имя существительное в зависимости от выполняемых им в предложении функций изменяется по падежам. Падеж является грамматической категорией, которая показывает синтаксическую роль существительного и его связи с другими словами в предложении.
Вы уже знаете, что в русском языке шесть падежей:
Падеж |
Вопросы |
Именительный |
кто? что? |
Родительный |
кого? чего? |
Дательный |
кому? чему? |
Винительный |
кого? что? |
Творительный |
кем? чем? |
Предложный |
о ком? о чём? |
Все падежи, кроме именительного, называются косвенными.
Как определить падеж имени существительного?
Чтобы правильно определить падеж существительного, необходимо найти слово, от которого зависит существительное, и задать от этого слова вопрос к существительному, причём лучше использовать одновременно оба вопроса.
Он верил другу: верил [кому? чему?] другу – Д. п.
Форму именительного падежа обычно имеет подлежащее, и такое существительное не зависит от других членов предложения, но связано со сказуемым.
Ср.: У меня есть [кто? что?] друг – И. п.
Важно не путать винительный падеж с именительным. В предложении слово в винительном падеже обычно бывает дополнением.
Сравните: Максим надул шарик (вижу (что?) шарик) – В. п.
Шарик улетел от Максима – шарик – И. п.
Особенно важно задавать оба вопроса в том случае, если существительное стоит в именительном, родительном или винительном падеже, поскольку у одушевлённых существительных совпадают вопросы родительного и винительного падежей (кого?), а у неодушевлённых существительных совпадают вопросы именительного и винительного падежей (что?).
Я видел [кого? что?] друга – В. п.;
Здесь нет [кого? чего?] друга – Р. п.;
Я видел [кого? что?] фильм – В.п.
В кинотеатре демонстрируется [кто? что?] фильм – И.п.
Если существительное имеет при себе предлог, то вопрос надо задавать, используя этот предлог.
Он посмотрел в книгу: посмотрел [в кого? во что?] в книгу.
Предлог может быть отделён от существительного прилагательным, местоимением. Но связан предлог с именем существительным, а не с зависимым от существительного определением.
Он ссорился со своим другом: ссорился [с кем? с чем?] с другом.
Список литературы
- Русский язык. 6 класс / Баранов М. Т. и др. – М.: Просвещение, 2008.
- Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория. 5–9 кл. – М.: Дрофа, 2008.
- Русский язык. 6 кл. / Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – М.: Дрофа, 2010.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Домашнее задание
Упражнение 1
Прочитайте текст. Запишите все существительные в нужной форме, определите падеж.
Сильно одряхлел дедушка, а прежде был молодец ____________. Плохо он видел, плохо слышал; рука _______ и нога _________ дрожали у него от старость _____________: несет ложка ______________ ко рот ___________ – и суп расплескивает.
Не понравилось это сын _____ и невестка ______________: перестали они отец _______ с собой за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашка _________. Задрожали рука __________ у старик _________, чашка выпала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали кормить отец ________ из старой деревянной миска __________.
У старикова сына был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на пол ____________ и складывает что-то из щепочка __________________.
Что ты делаешь, дитятко? – спросила у него мать, вытирая посуда ______________ полотенце _______________.
Коробочка ________________, – отвечает дитя, – вот как вы состаритесь с тятенька _________________, я буду вас из деревянной коробочка _______________ кормить.
Переглянулись отец с мать ___________________ и покраснели. Перестали с тех пора ________________ старик ______________________ за печь прятать, из деревянной миска __________ кормить.
Упражнение 2
Напишите в скобках падежный вопрос и определите падеж.
Образец: Писать (в чём?) в тетради (чем?) ручкой.
1. Плыть (___) по реке (____) на лодке. Расти (___) на опушке (____) леса. Уколоть (____) палец (___) иглой. Идти (__) по тропинке (___) к лесу. Сварить (__) компот (___) из яблок. Работать ( _) учителем (___) в школе. Приехать (___) в деревню (___) к бабушке. Играть (____) с другом (____) во дворе.
2. Съехать(___) на санках (__) с горы. Построить (___) крепость (___) из снега. Попасть (___) снежком (___) в окно. Кататься (__ ) по лесу ( __) на лыжах. Поздравить (___) друга (___) с праздником. Бежать (____) по льду(____) на коньках.