Русский язык
Тема 5: ЛексикаУрок 10: Повторение изученного в 5 классе. Отличие многозначных слов от омонимов
- Видео
- Тренажер
- Теория
Введение
Лексика – это словарный состав данного языка. Раздел науки о языке, изучающий лексику, называется лексикологией.
Лексика и лексикон
Лексику следует отличать от лексикона. Понять, в чем состоит отличие между ними, вам поможет следующая сказочная история.
В одном лингвистическом городе жили Лексика и Лексикон. Часто ходили они друг к другу в гости, но однажды произошла у них ссора. Поссорились Лексика и Лексикон из-за того, что не могли решить, кто из них главнее.
– Я включаю в себя больше слов, чем ты. Специально для меня составляются толковые словари. Значит, я важней и богаче, – заявила Лексика.
– Зато я у каждого человека свой. И каждый старается меня расширить и обогатить. Для этого читает много умных книжек. Поэтому я важнее и богаче для людей, чем ты, – возразил Лексикон.
Поссорились они и разошлись по своим домам. Прошло много времени, прежде чем бывшие друзья поняли, что оба они в равной мере важны для людей.
Лексика включает в себя все слова данного языка и помогает людям одной страны понимать друг друга. А Лексикон отличает одного человека от другого, делает речь каждого из нас индивидуальной и неповторимой.
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова
Слова, которые составляют наш лексикон, имеют лексические значения. Лексическое значение – это то, что обозначает данное слово.
Слова в русском языке могут иметь одно лексическое значение, например, слово «жалюзи» – шторы из пластинок. Такие слова в науке о языке называются однозначными.
Есть в русском языке слов, которые имеют два и более лексических значения и являются многозначными.
Одно из таких многозначных слов поможет разгадать следующая загадка:
В тетради я бываю
Косая и прямая;
В другом своем значении
Я средство для черчения.
И наконец, порою
В шеренгу вас построю.
В этой загадке речь идет о слове линейка. Его, как и любое многозначное слово, можно сравнить с многоголовым Змеем Горынычем. У этого сказочного героя много голов, так же как и у многозначного слова всегда несколько значений.
Каждая голова Змея Горыныча по-своему видит мир, имеет свое мнение, но сердце, туловище у них общие. Так и многозначное слово. У него имеется несколько связанных между собой лексических значений. У этих лексических значений есть общая смысловая часть, которая подобна сердцу и туловищу Змея Горыныча.
Слово линейка имеет 3 лексических значения. Если бы мы схематично изобразили их в виде многоголового Змея Горыныча, то нам бы пришлось нарисовать 3 головы. Но есть общая смысловая часть, объединяющая все эти значения, – «прямая линия».
Линейка
- Прямая черта на бумаге, помогающая писать прямыми ровными строками. Тетрадь в линейку.
- Планка для вычерчивания прямых линий, для измерений. Отмерить по линейке.
- Сбор, на котором участники выстраиваются в линию. Торжественная линейка.
Как вы считаете, какой многозначный глагол в различных своих значениях может относиться к человеку, поезду, часам, весне, дороге? Это слово идти, у которого имеется 25 лексических значений. Представьте себе 25-голового Змея Горыныча…
Прямое и переносное значение слова
Прочитайте следующее стихотворение и подумайте, почему маленькая девочка не смогла понять свою маму:
«Мне не хватает теплоты», –
Сказала мама дочке.
Дочь удивилась: «Мерзнешь ты
И в летние денечки!»
«Ты не поймешь, еще мала», –
Вздохнула мать устало.
А дочь кричит: «Я поняла!»
И тащит одеяло.
Это стихотворение показывает, что у многозначного слова бывает прямое и переносное лексическое значение: «отсутствие холода» – это прямое значение слова теплота, то есть основное, первым приходящее на ум каждому из нас значение этого слова.
«Ласка, заботливое отношение» – переносное значение слова теплота, то есть вторичное, возникшее позже, тогда, когда люди заметили сходство между тем приятным состоянием, когда человеку не холодно, и тем, когда окружающие проявляют о нем заботу.
Омонимы
Прочитайте загадку:
Сейчас я, правда, устарела,
А прежде много было дела,
Как выйду на зеленый луг.
Так забываю про досуг
Любая мода невечна,
Не изменяюсь лишь я бесконечно,
И девочки всегда и всюду
Носить меня, конечно, будут.
В этой загадке речь идет о косе – сельскохозяйственном орудии и косе – разновидности женской прически. Слова, которые одинаково звучат и одинаково пишутся, но имеют абсолютно разные лексические значения, называются омонимами.
Как отличить многозначные слова от омонимов?
Следует различать многозначные слова и омонимы.
В многозначных словах лексические значения связаны между собой.
Омонимы – это разные слова, в значениях которых нет ничего общего. Не случайно омонимы сочинили о себе следующую хвастливую песенку:
Одинаково нас слышат,
Одинаково нас пишут,
Сходным лицам вопреки
Мы по смыслу далеки.
Найдите многозначные слова и омонимы в стихотворении «Мы и иностранец Билл»:
Мы на Неве любовались моржами,
Как они плавали, стиснуты льдами.
А иностранец по имени Билл
Был с нами рядом и всех удивил:
«Вы говорите, что это моржиха,
Что ж она в шапочке, словно пловчиха?»
«Жаль – я сказал, – что москвичи в финале
У ленинградцев очки отобрали».
А иностранец по имени Билл
Был с нами рядом и всех удивил:
«Дайте, – сказал, – до Нью-Йорка добраться,
Вышлю очки дорогим ленинградцам».
Многозначные слова называют предметы, в чем-то сходные между собой. Многозначным в этом стихотворении является слово морж – крупное северное морское животное и любитель зимнего купания. Общая смысловая часть, объединяющая эти значения, – умение плавать в ледяной воде.
Иностранец по имени Билл не понял значение слова очки. Он думал, что это предмет для улучшения зрения, а в стихотворении говорится о счете в спортивной игре. Между лексическими значениями этих слов нет сходства. Перед нами омонимы.
Список литературы
- Русский язык. 6 класс: Баранов М. Т. и др. – М.: Просвещение, 2008.
- Русский язык. Теория. 5–9 кл.: В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова – М.: Дрофа, 2008.
- Русский язык. 6 кл.: под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта – М.: Дрофа, 2010.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет
- Интернет-портал «Культура письменной речи» (Источник)
- Интернет-портал «Я иду на урок русского языка» (Источник)
Домашнее задание
Задание № 1
Составьте два предложения, включив в них существительное часы. В одном предложении это существительное употребите в значении вещи, а в другом – в значении меры времени. В каком случае существительное часы имеет два числа, а в каком одно? Многозначным словом или омонимом будет слово часы в этих значениях?
Задание № 2
Из группы словосочетаний и предложений выпишите только словосочетания с омонимами.
Бродит по улицам. Мысли бродят в голове. Квас бродит.
Несовершенный вид глагола. Виды растений. Усталый вид. Вид из окна.
Сжатый воздух. Сжатые хлеба. Сжатые сроки.
Вынести всю мебель. Вынести все трудности. Вынести примечания в конец книги.