Русский язык

Тема 5: Лексика

Урок 10: Повторение изученного в 5 классе. Отличие многозначных слов от омонимов

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

Введение

 

Лексика – это словарный состав данного языка. Раздел науки о языке, изучающий лексику, называется лексикологией.

 

 

Лексика и лексикон

 

 

Лексику следует отличать от лексикона. Понять, в чем состоит отличие между ними, вам поможет следующая сказочная история.

 

В одном лингвистическом городе жили Лексика и Лексикон. Часто ходили они друг к другу в гости, но однажды произошла у них ссора. Поссорились Лексика и Лексикон из-за того, что не могли решить, кто из них главнее.

– Я включаю в себя больше слов, чем ты. Специально для меня составляются толковые словари. Значит, я важней и богаче, – заявила Лексика.

– Зато я у каждого человека свой. И каждый старается меня расширить и обогатить. Для этого читает много умных книжек. Поэтому я важнее и богаче для людей, чем ты, – возразил Лексикон.

Поссорились они и разошлись по своим домам. Прошло много времени, прежде чем бывшие друзья поняли, что оба они в равной мере важны для людей.

Лексика включает в себя все слова данного языка и помогает людям одной страны понимать друг друга. А Лексикон отличает одного человека от другого, делает речь каждого из нас индивидуальной и неповторимой.

 

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова

 

 

Слова, которые составляют наш лексикон, имеют лексические значения. Лексическое значение – это то, что обозначает данное слово.

 

Слова в русском языке могут иметь одно лексическое значение, например, слово «жалюзи» – шторы из пластинок. Такие слова в науке о языке называются однозначными.

Есть в русском языке слов, которые имеют два и более лексических значения и являются многозначными.

Одно из таких многозначных слов поможет разгадать следующая загадка:

В тетради я бываю

Косая и прямая;

В другом своем значении

Я средство для черчения.

И наконец, порою

В шеренгу вас построю.

В этой загадке речь идет о слове линейка. Его, как и любое многозначное слово, можно сравнить с многоголовым Змеем Горынычем. У этого сказочного героя много голов, так же как и у многозначного слова всегда несколько значений.

Каждая голова Змея Горыныча по-своему видит мир, имеет свое мнение, но сердце, туловище у них общие. Так и многозначное слово. У него имеется несколько связанных между собой лексических значений. У этих лексических значений есть общая смысловая часть, которая подобна сердцу и туловищу Змея Горыныча.

Слово линейка имеет 3 лексических значения. Если бы мы схематично изобразили их в виде многоголового Змея Горыныча, то нам бы пришлось нарисовать  3 головы. Но есть общая смысловая часть, объединяющая все эти значения, – «прямая линия».

Линейка

  1. Прямая черта на бумаге, помогающая писать прямыми ровными строками. Тетрадь в линейку.
  2. Планка для вычерчивания прямых линий, для измерений. Отмерить по линейке.
  3. Сбор, на котором участники выстраиваются в линию. Торжественная линейка.

Как вы считаете, какой многозначный глагол в различных своих значениях может относиться к человеку, поезду, часам, весне, дороге? Это слово идти, у которого имеется 25 лексических значений. Представьте себе 25-голового Змея Горыныча…

 

Прямое и переносное значение слова

 

 

Прочитайте следующее стихотворение и подумайте, почему маленькая девочка не смогла понять свою маму:

 

«Мне не хватает теплоты», –

Сказала мама дочке.

Дочь удивилась: «Мерзнешь ты

И в летние денечки!»

«Ты не поймешь, еще мала», –

Вздохнула мать устало.

А дочь кричит: «Я поняла!»

И тащит одеяло.

Это стихотворение показывает, что у многозначного слова бывает прямое и переносное лексическое значение: «отсутствие холода» – это прямое значение слова теплота, то есть основное, первым приходящее на ум каждому из нас значение этого слова.

«Ласка, заботливое отношение» – переносное значение слова теплота, то есть вторичное, возникшее позже, тогда, когда люди заметили сходство между тем приятным состоянием, когда человеку не холодно, и тем, когда окружающие проявляют о нем заботу.

 

Омонимы

 

 

Прочитайте загадку:

 

Сейчас я, правда, устарела,

А прежде много было дела,

Как выйду на зеленый луг.

Так забываю про досуг

Любая мода невечна,

Не изменяюсь лишь я бесконечно,

И девочки всегда и всюду

Носить меня, конечно, будут.

В этой загадке речь идет о косе – сельскохозяйственном орудии и косе – разновидности женской прически. Слова, которые одинаково звучат и одинаково пишутся, но имеют абсолютно разные лексические значения, называются омонимами.

 

Как отличить многозначные слова от омонимов?

 

 

Следует различать многозначные слова и омонимы.

 

В многозначных словах лексические значения связаны между собой.

Омонимы – это разные слова, в значениях которых нет ничего общего. Не случайно омонимы сочинили о себе следующую хвастливую песенку:

Одинаково нас слышат,

Одинаково нас пишут,

Сходным лицам вопреки

Мы по смыслу далеки.

Найдите многозначные слова и омонимы в стихотворении «Мы и иностранец Билл»:

Мы на Неве любовались моржами,

Как они плавали, стиснуты льдами.

А иностранец по имени Билл

Был с нами рядом и всех удивил:

«Вы говорите, что это моржиха,

Что ж она в шапочке, словно пловчиха?»

«Жаль – я сказал, – что москвичи в финале

У ленинградцев очки отобрали».

А иностранец по имени Билл

Был с нами рядом и всех удивил:

«Дайте, – сказал, – до Нью-Йорка добраться,

Вышлю очки дорогим ленинградцам».

Многозначные слова называют предметы, в чем-то сходные между собой.  Многозначным в этом стихотворении является слово морж – крупное северное морское животное и любитель зимнего купания. Общая смысловая часть, объединяющая эти значения, – умение плавать в ледяной воде.

Иностранец по имени Билл не понял значение слова очки. Он думал, что это предмет для улучшения зрения, а в стихотворении говорится о счете в спортивной игре. Между лексическими значениями этих слов нет сходства. Перед нами омонимы.

 

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс: Баранов М. Т. и др. – М.: Просвещение, 2008.
  2. Русский язык. Теория. 5–9 кл.: В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова – М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта – М.: Дрофа, 2010.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

  1. Интернет-портал «Культура письменной речи» (Источник)
  2. Интернет-портал «Я иду на урок русского языка» (Источник)

 

Домашнее задание

Задание № 1

Составьте два предложения, включив в них существительное часы. В одном предложении это существительное употребите в значении вещи, а в другом – в значении меры времени. В каком случае существительное часы имеет два числа, а в каком одно? Многозначным словом или омонимом будет слово часы в этих значениях?

Задание № 2

Из группы словосочетаний и предложений выпишите только словосочетания с омонимами.

Бродит по улицам. Мысли бродят в голове. Квас бродит.

Несовершенный вид глагола. Виды растений. Усталый вид. Вид из окна.

Сжатый воздух. Сжатые хлеба. Сжатые сроки.

Вынести всю мебель. Вынести все трудности. Вынести примечания в конец книги.

 

Видеоурок: Повторение изученного в 5 классе. Отличие многозначных слов от омонимов по предмету Русский язык за 6 класс.