Русский язык
Тема 5: ЛексикаУрок 11: Повторение изученного в 5 классе в разделе «Лексика». Отличие синонимов от антонимов
- Видео
- Тренажер
- Теория
Тема: Лексика. Фразеология
Урок: Повторение изученного в 5 классе в разделе «Лексика». Отличие синонимов от антонимов
1. Вступление
Как вы уже знаете, то, что обозначает слово, называется его лексическим значением.
Учитывать лексическое значение необходимо при написании некоторых «фонетических близнецов», например: посв…тить рассказ – посв…тить фонариком.
В этих глаголах в зависимости от их лексического значения будет писаться разная безударная гласная в корне.
Правильно написать эти слова поможет следующее стихотворное правило-помощник:
Безударный гласный звук
Причиняет много мук.
Чтобы не было сомненья,
Ставим звук под ударенье.
Ударение над гласной
Может сделать букву ясной.
Посвятить рассказ – значит указать, в память о ком его написали. Проверочное слово – свя́тость. Поэтому мы пишем посвЯтитьрассказ – с безударной гласной буквой Я в корне.
Посветить фонариком – значит добавить света, чтобы было лучше видно. Проверочное слово – свет. Поэтому мы пишем посвЕтить фонариком – с безударной гласной буквой Е в корне.
Необходимо учитывать лексическое значение для правильного написания следующих слов: флаг разв…вается из-за ветра – ребенок хорошо разв…вается.
Флаг разв..вается из-за ветра, то есть колышется. Проверочное слово будет ве́ять. Поэтому мы пишем флаг развЕвается – с безударной гласной буквой Е в корне.
Ребенок хорошо разв…вается, то есть быстро растет. Проверочное слово будет разви́тие. Поэтому мы пишем ребенок хорошо развИвается– с безударной гласной буквой И в корне.
2. Синонимы
Есть слова, близкие по смыслу, но отличающиеся употреблением в речи или смысловыми оттенками. В лексикологии они называются синонимами.
Прочитайте стихотворение:
В поле пасут бегемоты
Коров,
С моря везут бегемоты
Улов.
В черных машинах
В огромные здания
Мчат бегемоты
На заседания.
В Доме моделей
Гиппопотамши
Там демонстрируют
Платья из замши.
Слова бегемот и гиппопотам – синонимы. Они называют одно и то же животное. Только первое из этих слов употребит в своей речи обычный человек, а второе – ученый-биолог.
Синонимы отличаются не только употреблением в речи, но и оттенками лексического значения. К глаголу сказать можно подобрать 11 синонимов: произнести, проговорить, промолвить, изречь заметить, буркнуть, ляпнуть, оборонить, отмочить, выдать. Члены этого синонимического ряда отличаются характером производимых действий. Промолвить обычно указывает на краткость, односложность того, что произносится вслух. Изречь шутливо употребляется по отношению к многословной, но пустой по содержанию речи.
Синонимы важны в нашей речи, так как позволяют избежать повтора одного и того же слова в двух рядом стоящих предложениях.
3. Антонимы
Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. Например: холодный чай – горячий чай, тяжёлый предмет – лёгкий предмет.
Домашнее задание
Задание №1
Отредактируйте следующий текст. Замените повторяющееся слово в нем синонимами:
Было ХОРОШЕЕ летнее утро, и мы с братом отправились ловить рыбу. Я знал на реке ХОРОШЕЕ место, которое было известно только здешним старожилам. Улов здесь всегда ХОРОШИЙ. Поэтому, когда мы вернулись домой, мама сказала: «Молодцы, уха будет ХОРОШАЯ!» Настроение у нас после рыбалки тоже ХОРОШЕЕ.
Задание №2
Перед вами лексические уравнения. Определите, какое слово следует поставить вместо вопросительного знака, чтобы по левую и по правую стороны от знака равенства получилось одинаковое соотношение.
Живой – мертвый = Восторгаться – ?
Закат – рассвет = Доброта – ?
Задание №3
Однажды Толковый словарь обнаружил, что у него похищено несколько слов. Перед вами «лексические приметы» пропавших. Назовите эти слова.
1. Один из антонимов слова свет и омоним слова, обозначающего большое количество.
2. В одном значении синоним слова уникальный, в другом – антоним слова густой.
Литература
1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. – М.: Просвещение, 2008.
2. Русский язык. Теория. 5–9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова – М.: Дрофа, 2008.
3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта – М.: Дрофа, 2010.