Русский язык
Тема 6: Дополнительно: сложносочинённые предложенияУрок 1: Основные группы сложносочинённых предложений. Сочинительные союзы
- Видео
- Тренажер
- Теория
Конспект
Вам уже известно, что в ССП простые предложения связаны при помощи интонации и союзов. Части в ССП равноправны, от одной части к другой нельзя задать вопрос, и поэтому на схеме простые предложения в составе ССП обозначаются квадратными скобками: [], и [].
Смысловые отношения простых предложений в сложносочиненном зависят от характера союзов.
ССП |
Союз |
Значение |
Пример |
С соединительными союзами |
И, да (= и), да и, ни- ни, также (и), тоже (и), не только.. но и, как…так и |
Последовательность событий
|
Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка.
|
Одновременность событий |
Тихо плещется море, и на его поверхности отражаются звезды.
|
||
Причинно-следственные отношения
|
Прозвенел звонок, и я вошел в класс. |
||
Присоединительное значение |
Все построились на линейку, и я тоже встал в строй. |
||
С противительными союзами |
А, но, да (=но), однако, зато, же, только (=но) |
Противопоставление |
Все проходит, да не все забывается.
|
С разделительными союзами |
Или (иль), либо, то-то, то ли-то ли, не то- не то |
Чередование событий или взаимоисключение (разделение) |
То огонь в лампе погаснет, то половицы заскрипят. На улице не то зима продолжается, не то весна приходит. |
Список литературы
- Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/С. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко. – М.: Просвещение, 2011.
- Русский язык. 9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – М.: Дрофа, 2011.
- Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единогого сударственного экзамена 2013 года по русскому языку, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
- Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2012, 2013 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ.
- Авторские материалы Т. В.Северян.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000. (Источник)
- Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»| Словари... (Источник)
- Интернет-портал «classes.ru» (Источник)
- Интернет-портал «rusolimp.kopeisk.ru» (Источник)
Домашнее задание
Вопросы
- При помощи чего связаны простые предложения в ССП?
- Можно ли в ССП задать вопрос от одного простого к другому?
- Как обозначаются на схеме простые предложения в составе ССП?
- Какие группы сочинительных союзов вы знаете?
- От чего зависят смысловые отношения простых предложений в ССП?
Приведите примеры каждой группы сочинительных союзов.
Упражнение 1. Подчеркните грамматические основы в предложениях.
- Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка.
- Чуть слышно дрогнула струна, и песня стелется на воле.
- Тихо плещется море, и на его поверхности отражаются звезды.
- Все проходит, да не все забывается
- То снимет шапку елка, то березка рукавом тряхнет.
Упражнение 2. Каковы смысловые отношения между частями в предложениях упражнения 1?
Упражнение 3. Употребите в предложениях разделительные союзы так, чтобы они не повторялись в разных предложениях.
- … дождь пойдет, … солнце выглянет.
- … сегодня я сдам экзамен, … мне придется пересдавать его позже.
- …самолет летит, … трактор работает.
- … в дверь позвонили, … наш попугай снова передразнивает звонок.
- … огонь в лампе погаснет, … половицы заскрипят.