Русский язык
Тема 6: Дополнительно: сложносочинённые предложенияУрок 2: Знаки препинания в сложносочинённых предложениях (Ладыгина Н. В.)
- Видео
- Тренажер
- Теория
Введение
Сложносочиненные предложения (ССП) имеют две и более основ (как и каждое сложное предложение), части ССП связаны при помощи интонации и сочинительных союзов. Эти предложения надо отличать от простых предложений, осложненных однородными сказуемыми. Но не всегда простые предложения разделяются запятой, и не всегда их разделяют знаки препинания.
ССП |
Знак |
Пример |
Два простых предложения, соединенные при помощи интонации и сочинительного союза. |
Запятая |
День выпал теплый, и кое-где в последний раз зардела рябина. |
Предложения имеют один общий член, общую подчинительнуючасть, общее вводное слово. |
Запятую не ставим перед союзами и, да (= и), или, либо |
В городском саду играл оркестр и пел хор песенников. |
Предложения, части которых – это два восклицательных, вопросительных или побудительных предложения. |
Запятую не ставим |
Который теперь час и сколько времени нам осталось ждать? Какой теплый вечер и какой чистый воздух! Убрать в комнате и накрыть на стол! |
Во второй части предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первой части. |
Тире |
С колесницы пал Дадон, охнул раз – и умер он. (А. Пушкин). |
Список литературы
- Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/С. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко. М.: Просвещение, 2011.
- Русский язык.9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. - М.: Дрофа, 2011.
- Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературно правке М.: 2012.
- Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по русскому языку, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
- Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2011, 2012, 2013 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».
- Авторские материалы Т. В. Северян.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет
- Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000. (Источник)
- Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»| Словари... (Источник)
Домашнее задание:
Вопросы.
- Как отличить простое предложение с однородными сказуемыми от сложносочиненного предложения?
- Всегда ли в ССП простые предложения разделяются запятой?
- В каких случаях простые предложения в ССП разделяются тире?
- В каких случаях в ССП не ставим запятую?
Упражнение 1. Подчеркните грамматические основы в предложениях.
(1) Заглянуло солнце в окна и росой умыло стекла. (2) День выпал теплый, и кое-где в последний раз зардела рябина. (3) В городском саду играл оркестр и пел хор песенников. (4) Который теперь час и сколько времени нам осталось ждать? (5) Какой теплый вечер и какой чистый воздух! (6) Убрать в комнате и накрыть на стол! (7) С колесницы пал Дадон, охнул раз – и умер он. (А. Пушкин).
Упражнение 2. Объясните постановку знаков или их отсутствие в предложениях упражнения 1.
Упражнение 3. Расставьте знаки препинания.
1. Минута и стихи свободно потекут. (А. Пушкин). 2. По ночам подмораживало и звезды усеивали небо. 3. Ещё секунда и его рука дёрнула удочку на себя. 4. Высоко в небе сияло солнце а горы зноем дышали в небо и бились волны внизу о камень. (М. Горький).