Русский язык
Тема 2: Синтаксис сложного предложенияУрок 16: Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
- Видео
- Тренажер
- Теория
“Знаки препинания, служащие нотами при чтении, в Вашем произведении расставлены, как пуговицы на мундире у городничего”
Н.В. Гоголь
Тема урока: “Двоеточие в бессоюзном сложном предложении”.
В бессоюзных предложениях в зависимости от смысловой связи между частями возможна постановка запятой, точки с запятой, двоеточия, тире.
Между частями бессоюзного сложного предложения ставится двоеточие, когда:
1. Между частями содержится значение причины. Вместо двоеточия можно поставить подчинительные союзы “потому что”, “поскольку”, “ибо”.
Любите книгу: она поможет разобраться в сложных жизненных ситуациях.
Любите — первая грамматическая основа.
Она поможет разобраться — вторая грамматическая основа.
Любите книгу, потому что она поможет разобраться в сложных жизненных ситуациях.
Потому что — причинный подчинительный союз.
2. Второе предложение поясняет первое. Вместо двоеточия можно поставить “а именно”.
Большинство людей сходятся на одном: старые законы никуда не годятся.
Большинство людей сходятся — первая грамматическая основа.
Законы никуда не годятся — вторая грамматическая основа.
Большинство людей сходятся на одном, а именно старые законы никуда не годятся.
3. Второе предложение дополняет первое. Вместо двоеточия можно поставить подчинительный союз “что”.
Вдруг чувствую: кто-то дёргает меня за рукав.
Чувствую — первая грамматическая основа.
Кто-то дёргает — вторая грамматическая основа.
Вдруг чувствую, что кто-то дёргает меня за рукав.
Что — подчинительный союз.
4. В первом предложении опущены слова “и увидел, что”, “и услышал, что”, “и почувствовал, что”.
Серёжа оглянулся: к нему бежал соседский мальчишка.
Серёжа оглянулся — первая грамматическая основа.
Мальчишка бежал — вторая грамматическая основа.
Серёжа оглянулся и увидел, что к нему бежал соседский мальчишка.