Русский язык

Тема 2: Синтаксис сложного предложения

Урок 16: Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?


“Знаки препинания, служащие нотами при чтении, в Вашем произведении расставлены, как пуговицы на мундире у городничего”
Н.В. Гоголь

Тема урока: “Двоеточие в бессоюзном сложном предложении”.

В бессоюзных предложениях в зависимости от смысловой связи между частями возможна постановка запятой, точки с запятой, двоеточия, тире.

Между частями бессоюзного сложного предложения ставится двоеточие, когда:

1. Между частями содержится значение причины. Вместо двоеточия можно поставить подчинительные союзы “потому что”, “поскольку”, “ибо”.

Любите книгу: она поможет разобраться в сложных жизненных ситуациях.
Любите
— первая грамматическая основа.
Она поможет разобраться — вторая грамматическая основа.

Любите книгу, потому что она поможет разобраться в сложных жизненных ситуациях.
Потому что
— причинный подчинительный союз.

2. Второе предложение поясняет первое. Вместо двоеточия можно поставить    “а именно”.

Большинство людей сходятся на одном: старые законы никуда не годятся.
Большинство людей сходятся
— первая грамматическая основа.
Законы никуда не годятся — вторая грамматическая основа.

Большинство людей сходятся на одном, а именно старые законы никуда не годятся.

3. Второе предложение дополняет первое. Вместо двоеточия можно поставить подчинительный союз “что”.

Вдруг чувствую: кто-то дёргает меня за рукав.
Чувствую
— первая грамматическая основа.
Кто-то дёргает — вторая грамматическая основа.

Вдруг чувствую, что кто-то дёргает меня за рукав.
Что
— подчинительный союз.

4. В первом предложении опущены слова “и увидел, что”, “и услышал, что”, “и почувствовал, что”.

Серёжа оглянулся: к нему бежал соседский мальчишка.
Серёжа оглянулся
— первая грамматическая основа.
Мальчишка бежал — вторая грамматическая основа.

Серёжа оглянулся и увидел, что к нему бежал соседский мальчишка.