Всеобщая история

Тема 5: Повторение: Средние века

Урок 9: Средневековая европейская культура

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

Особенности зарождения и формирования культуры Средневековья


Существует так называемая черная легенда о Средневековье, согласно которой это было мрачное, скучное, невежественное и бескультурное время. Но, конечно, при оценке Средневековья необходимо все-таки руководствоваться адекватными критериями, рассматривать средневековую культуру в свете ее собственной логики, попробовать заглянуть в нее «изнутри».

Культура существовала во все эпохи и у всех народов, а средневековая культура очень своеобразная и интересная во всех отношениях. Более того, это наша культура, так как современные европейцы — это люди, которые вышли из средневековья. Мы наследники средневековья, именно в тот период формировались культурные привычки, стереотипы, манеры, правила хорошего тона, которые для нас сейчас являются основными, стандартными.

Средневековая культура формировалась из разных источников, одно из влияний — античное влияние, греко-римская культура с ее идеями, образами, с ее знаменитым изобразительным искусством, идеями империи и города, как особенного мироустройства.

Рис. 1. Архитектура средневековой Европы (Источник)

Велико было и библейское влияние: иудейское, христианское. Представление о цели истории, как о Царствии Небесном, о некотором идеале, к которому должны стремиться люди, и вообще вся церковная организация жизни, которая была очень важна для средневековых людей.

Третий важный элемент влияния — это, говоря языком римлян, варварская этика и эстетика людей, которые пришли с севера: германцев, кельтов. В качестве примера приведу героическую военную этику германцев, их представления об отношениях между вождем и дружиной. Эти германские представления, соединившиеся с античной образованностью, составили придворную рыцарскую культуру.


Деление средневековой культуры


Есть важные моменты, отличающие культуру Средневековья от культуры Античности, которая была до нее и культуры Нового времени, которая последовала за ней. Культура Средневековья делится на культуру безмолвствующего большинства (в основном это были жители деревни) и культуру образованного меньшинства. При этом мы должны понимать, что это деление достаточно условное.

Культура большинства представлена фольклором, но от нее многое не дошло до наших дней, потому что представители этой культуры не могли писать, не владели языком идей, не жили миром идей, они не были интеллигенцией в широком смысле этого слова. Грамотное меньшинство владело латынью — универсальным языком Средневековья. Это был язык церкви, делопроизводства, науки.

Кроме разделения на культуру безмолвствующего большинства и образованного меньшинства есть другие деления. Общество Средних веков — это сословное общество. Сословие — социальная группа, члены которой отличаются по своему правовому положению: их состав, привилегии и обязанности определяются законом; принадлежность к сословиям, как правило, передаётся по наследству. В средневековой Европе существовала система трех сословий:

  • духовенство;
  • рыцарство;
  • ремесленники и крестьяне.

Рис. 2. Рыцари средневековой Европы (Источник)

Свободное крестьянство, как правило, входило в третье сословие, а зависимое крестьянство находилось вне сословий. У каждого из этих сословий была своя культура, она сильно отличалась от иных. Развлечения, литература, музыка — все было различным. И между рыцарской культурой, культурой ремесленников и культурой клириков (людей церкви) была очень большая разница.


Церковное искусство


Но было нечто, их объединяющее — это церковное искусство (богослужебная музыка, роспись, архитектура). Она была доступна всем в разной степени. Простые люди не воспринимали латынь и не могли понимать церковные песни на латыни, но они могли восхищаться церковными росписями и архитектурой, что и породило выражение «Библия для неграмотных» — это церковная живопись, которая была понятна всем.

Рис. 3. Тынский храм. Прага (Источник)

Церковные росписи, фрески, иконы показывали такой образ мира, каким его видела церковь. Отчасти это было выражено в Библии, отчасти — в средневековой литературе. Входя в церковное пространство, приобщаясь к церковному искусству, человек видел всю историю мира: от его сотворения и до конца времён, когда придет Христос, будет Страшный суд и так далее.


Особенности культуры разных сословий


Поговорим подробнее о культуре сословий. У клириков (представителей духовенства) были свои излюбленные тексты — это жития святых или хроники, то есть повествования год за годом о различных событиях, которые происходили. Русский аналог — это летописи, всевозможные проповеди, духовные тексты.

Культура рыцарей, аристократии — это любовные стихи трубадуров и труверов, рыцарские романы о героях круглого стола, сказания о короле Артуре и его рыцарях. Описывается образ человека, который, с одной стороны, бесстрашен и силен, настоящий рыцарь, а с другой — это изящный кавалер, который служит даме, может слагать стихи, играет в умные игры, читает, хорошо воспитан и так далее. Это культура воинской доблести и высоких нежных чувств.

Если мы посмотрим на культуру ремесленников, то это различные фаблио, шванки и прочие жанры. Фаблио — один из жанров французской городской литературы XII–начала XIV века. Это небольшие стихотворения, новеллы, целью которых было развлекать и поучать слушателей. Шванк — жанр немецкой городской средневековой литературы, небольшой юмористический рассказ в стихах, часто сатирического и назидательного характера. Это истории о приключениях, но не возвышенных и великих, как в рыцарской культуре, а обычных бытовых. Там много юмора, зачастую довольно грубого.

Крестьянская культура — это всевозможные песни, легенды, сказки и другие фольклорные жанры.


Герои средневековой культуры


Теперь посмотрим на героев этой культуры. Например, Роланд — герой знаменитой песни, рыцарь, который погибает в борьбе с мусульманами. Или король Англии Ричард Львиное Сердце, о котором написаны романы и в наше время сняты фильмы — бесстрашный, великодушный, неистовый в своих душевных порывах король, который воюет в святой земле с неверными. Робин Гуд — бесстрашный, идеальный разбойник, защитник бедных и угнетенных. Все это идеальные типажи, персонажи, как будто высеченные из одного куска камня — идеальный рыцарь, идеальный разбойник. У них нет сложной психологии, они не знают душевных колебаний и раздвоенности. В крайнем случае, у средневекового героя есть выбор между двумя моделями поведения, равноценными по сути, и они обе высоко оцениваются в средневековом обществе.

Например, такие герои куртуазной культуры, как Ланселот или Тристан. Их внутренний конфликт в том, что они должны выбрать между верностью своему сеньору и любовью к его жене, которая тоже является госпожой. Служение даме, госпоже — это один из идеалов Средневековья.

А теперь представим Гамлета — персонажа, который не уверен ни в чем, который каждую минуту во всем сомневается, раздираем множеством противоречий. Это уже не средневековый герой, это герой эпохи Нового времени, в котором большое место занимают чувства.


Авторы произведений средневековой европейской культуры


Мы не знаем авторов очень многих средневековых произведений. Например, неизвестен автор героической поэмы «Песнь о Роланде». Средневековое искусство часто анонимно. Так получилось потому, что не было романтического представления о личности творца, свойственного, например, нашему времени. Не было понимания, что искусство, творчество — это самовыражение. Такого представления средневековый мир не знал.

Автор не является автором и создателем произведения, он выражает не свою индивидуальность, личное мнение, а выражает общепризнанные истины.

Рис. 4. Фреска «Рождение Иисуса Христа» (Источник)

Если в наше время надо быть оригинальным, нельзя брать чужие сюжеты, тексты, то в Средние века было все наоборот. Иной автор, желая придать своему тексту вес в глазах читателя, совершал подлог — подписывал его именем авторитетного автора, который уже перешёл в мир иной. Чем древнее, тем авторитетнее. И никакого авторства.

В изобразительном и церковном искусстве господствовало понятие «канон».

Канон — совокупность норм и правил в искусстве. Любое произведение создается по определённым правилам, канонам.

Например, позы и одежда персонажей на фреске — все это было очень подробно оговорено правилами, вплоть до того, какие цвета использовались. Потому что была символика цветов и язык цветов, все соблюдалось очень строго. Например, плащ определенного цвета соответствует той или добродетели. Нет места индивидуальности и проявлению авторского начала.

Многие авторы раннего Средневековья нам не известны. Чем ближе к позднему Средневековью, тем больше мы знаем общепризнанных мастеров с очень яркой индивидуальностью. Например, живописец Джотто ди Бондоне или поэт Данте Алигьери, автор «Божественной комедии». Это уже не какие-то анонимные авторы, а величайшие творцы того времени.

 


Первый сочинитель Кретьен де Труа

Кретьен де Труа — французский автор XII века. Пожалуй, его можно назвать первым автором в современном смысле слова, первым писателем. До него все люди, читавшие книги или слушающие их, были совершенно уверены в том, что там говорится чистая правда. Не было понятия художественного вымысла. Зачем слушать и читать враки? Средневековых людей интересовала правда, они были очень эмоциональны, легче обливались слезами или переходили к безудержному смеху. Это были очень благодарные потребители искусства. Они свято верили во все, что рассказано в книжке. Никаких авторских деталей, никаких прибавлений — это особенность средневекового восприятия.

И вот литература меняется. Появляется Кретьен де Труа, некий клирик, автор знаменитых рыцарских романов, некоторые из которых посвящены королю Артуру, рыцарям круглого стола. Он прямо так и говорил: «Господа, я хочу вас позабавить, сейчас я расскажу вам интересную историю». Это был грандиозный переворот, потому что вымысел приобретает ценность и значение в глазах людей. Оказывается, необязательно просто знать правду, можно порадоваться вымыслу, остроумным стихам, сопереживать выдуманным героям, которые становятся для нас такими же реальными, как и люди, нас окружающие. И это действительно большой переворот, в этом смысле Кретьен де Труа стал революционером.


 

Стоит сказать, что положение творцов культуры не было каким-то особенным. Например, люди, которые возводили необыкновенной красоты готические соборы: архитекторы, скульпторы, живописцы — все они входили в ремесленные объединения, в братства, цеховые объединения. То есть были такими же ремесленниками, как горшечники, оружейники и прочие весьма почтенные люди. Поэты-горожане, как и ремесленники, составляли целые общества, подобные цехам.

Подводя итог, следует сказать, что средневековая культура отличалась своеобразием. Она была сложно устроена, имела несколько источников происхождения: библейский, античный, германо-кельтский.

Культура была сословной, но объединяла всех церковь. Герои Средневековья не обладали привычной нам психологией, внутренними борениями, противоречиями. Это были простые и цельные персонажи.

Авторами были ремесленники, которые действовали по канонам того времени и не выражали свою индивидуальность, а славили Бога или показывали ту картину мира, которая была общей для всех. Они, как правило, оставались безымянными. Хотя есть и известные нам имена — Средневековье было эпохой Абеляра, Бенедикта Нурсийского, Боэция, Фомы Аквинского, Августина, трубадуров, Данте Алигьери, Кретьена де Труа и других не менее талантливых людей.

 

Список литературы

  1. Загладин Н. В., Белоусов Л. С. Под ред. Карпова С. П. – История. 10 класс. Всеобщая история. Новейшая история. 1914 г.−начало XXI в. (базовый и углублённый уровни). – ООО «Русское слово-учебник», 2017.
  2. Шубин А. В. – Всеобщая история. Новейшая история 10 класс. – ООО «ДРОФА», 2018.
  3. Уколова В. И., Ревякин А. В. / Под ред. Чубарьяна А.О. – История. Всеобщая история 10 класс, – АО «Издательство «Просвещение», 2019.

 

Ссылки на интернет-ресурсы

  1. Интернет-портал «cyberleninka.ru» (Источник)
  2. Интернет-портал «arzamas.academy» (Источник)
  3. Интернет-портал «history.wikireading.ru» (Источник)

 

Домашнее задание

  1. Назовите источники формирования средневековой культуры.
  2. По какому признаку можно разделить всю культуру Средневековья?
  3. Каких героев средневековой культуры вы знаете?
  4. Почему большинство произведений искусства того времени написаны анонимно? Каких известных авторов Средневековья вы можете назвать?