Всеобщая история

Тема 1: Индустриальная цивилизация в начале XX века

Урок 2: «Пробуждение Азии»

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

Конспект


Т.н. «Пробуждение Азии» в начале ХХ века было связано с изменившимся сознанием живущих в регионе людей, многие из которых вобрали в свою жизнь привычки и повадки европейцев и американцев, занимающих ведущие позиции в экономике, культуре и политике в азиатском регионе. Проникновение капиталистических отношений в различные сферы жизни общества способствовало сначала появлению молодой буржуазии, а затем и свершению буржуазных революций. Эти революции накладывались на немаловажный аспект – начало освободительной войны от колониальной зависимости. В 1905-1911 гг. произошла революция в Иране, в 1908 г. – в Турции, в 1911-1913 гг. – в Китае. На протяжении первого десятилетия ХХ века национально-освободительное движение прокатилось по Индии и другим колониям Азии.

Младотурки

Рис.1. Младотурки (Источник)

Данные события во многом были ответом на ужасные условия жизни населения, произвол колониальной администрации, на всё быстрее ускоряющийся мир. Так, в 1908 году, в уже полностью «умершей» Османской империи, возникло движение «младотурок», боровшихся против безграничной власти султана (см. Рис. 1) и стоявших на буржуазных позициях. В ходе борьбы за власть институт султаната был упразднён, а младотурки захватили власть в свои руки, но удержать её не смогли.

В Иране (Персии) социальные потрясения были также обусловлены враждой между безграничной властью шаха и провозглашённым меджлисом (парламентом). Сторонники последнего хотели повернуть Иран на путь буржуазно-демократического развития, конечной целью которых была ликвидация шахской власти. После затяжной конфронтации, на север Ирана были введены русские войска, а на юг – английские, что положило конец противоборству, существованию парламента. В 1912 году Иран был поделён на соответствующие сферы влияния.

В 1911-1913 году в Китае проходила т.н. «Синьхайская революция». К началу ХХ века Китай представлял собой полуразвалившееся отсталое феодальное государство, которое было неспособно противостоять внешним и внутренним угрозам (см. Рис. 2). Мировые державы ещё с конца XIX века начали делить между собой Китай на зоны влияния и зоны оккупации, выкачивая из последнего все необходимые ресурсы. Попытки реформ со стороны китайских властей обернулись полным провалом, что ещё раз заставило ведущие мировые державы вторгнуться во внутренние дела Китая.

Китайская деревня в начале ХХ века

Рис.2. Китайская деревня в начале ХХ века (Источник)

В 1911 году лидер революционно-демократических сил Сунь Ятсен (см. Рис. 3) разработал «три принципа» – национализм, народовластие и народное благоденствие. Эти три составляющих должны были не только свергнуть существовавшую на тот момент императорскую Цинскую династию, но и выдворить (либо ограничить) торгово-промышленный иностранный капитал из страны. В конце 1911 года в некоторых провинциях произошли восстания против императора Пу И, который был малолетним. Его власть была ограничена, а в 1912 году монархия официально была упразднена. После свержения монархии в стране началась жестокая борьба за власть между Сунь Ятсеном и генералом Юань Шикаем. Не оставались в стороне и мировые державы, поочередно помогая и поддерживая то одни, то другие силы, извлекая для себя наибольшую выгоду. Тогда же Сунь Ятсен создал свою партию Гоминьдан («Национальную партию»), которая впоследствии будет играть значимую роль в военно-революционных событиях в Китае.

Сунь Ятсен

Рис.3. Сунь Ятсен (Источник)

Таким образом, к 1914 году огромный азиатский регион, веками остававшийся либо отсталым, либо закрытым, либо «спящим», начинает «пробуждаться», обращая на себя взоры всего мирового сообщества.

 

Список рекомендованной литературы

1. Алексашкина Л.Н. Всеобщая история. ХХ – начало XXI века. – М.: Мнемозина, 2011.

2. Загладин Н.В. Всеобщая история. XX век. Учебник для 11 класса. – М.: Русское слово, 2009.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Всемирная история (Источник).

2. Armenianhouse.org (Источник).

3. Академик (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

1. Прочитайте Главу 4 учебника Алексашкиной Л.Н. Всеобщая история. ХХ – начало XXI века и дайте ответы на вопросы 1 – 5 на с. 43.

2. Из курса всеобщей истории вспомните и опишите состояние Японии и Китая в XVIII-XIX вв.

3. Чем было обусловлено всё большее проникновение мировых держав в Китай?