Всеобщая история
Тема 1: Индустриальная цивилизация в начале XX векаУрок 1: Политическое и экономическое развитие стран Европы и Северной Америки в начале XX века
- Видео
- Тренажер
- Теория
Тема: Человек среди людей
Урок: Политическое и экономическое развитие стран Европы и Северной Америки в начале ХХ века
Введение
На рубеже XIX-ХХ вв. самыми развитыми странами человеческой цивилизации являлись страны Европы и в первую очередь – Великобритания, Франция, Германия, в Северной Америке – США; особняком стояла Россия, в которой темпы экономического развития с каждым годом наращивались и приближались к темпам развитых стран.
(Во всех этих странах можно было наблюдать удивительно похожие специфические процессы, с поправкой на национальный характер, а именно: увеличивающийся рост промышленных и иных буржуа и буржуазии в целом и рабочих, которые уходили в города из села, и становились пролетариатом – наёмными работниками на тех или иных предприятиях буржуазии, зачастую не имея почти никаких прав и имея довольно маленькую зарплату (см. Рис. 1). Вследствие этого противоречия (антагонизм) между этими категориями (или классами) населения с каждым годом увеличивался. Для отстаивания своих прав рабочие стали создавать профессиональные союзы (профсоюзы), которые стали бороться с «хозяином» предприятия и системой в целом. Из-за возникших противоречий в развитых странах мира всё большую популярность стали набирать идеи социал-демократии, марксизма и социальной революции, с которыми официальные власти всячески боролись. Набирало обороты такое понятие как миграция населения. Сотни и тысячи семей Западной Европы и России (в основном, еврейское население из черты оседлости) стали перебираться в новые страны – большинство в США, за т.н. «американской мечтой» (см. Рис. 2).
(Вместе с тем, увеличение роста пролетариата вело к появлению новых промышленность объектов, и, следовательно, к ещё большему обогащению буржуазии. Капитал стал наднациональным. Создавались транснациональные компании и корпорации, которые постепенно «опутывали» страны мира своими финансовыми сетями. Рынком стал весь мир. В условиях жёсткой конкуренции появлялись отдельные компании, которые становились монополистами в своей области. Так, нефть и нефтяные продукты ассоциировались с семейством Рокфеллеров, швейные машинки – с компанией «Зингер» и т.д. (см. Рис. 3).
(Рубеж веков стал временем появления и внедрения новых открытий. Электричество осветило сотни городов развитого мира. Телефон, телеграф и радио связали страны и континенты между собой. Авиация, дирижабль, новые виды пароходов делали страны ближе друг к другу. Появился синематограф (кино). В искусстве господствовал стиль модерн. Вместе с тем появились и новые средства взаимного уничтожения – пулемёт, танк, подводная лодка, аэроплан с бомбами, отравляющие газы и т.д.
Капитал не только вышел за пределы своих стран, ему требовалось всё больше и больше рынков. Колонии и сферы влияния развитых стран уже не спасали. Практически все страны достигли своего наивысшего предела территориального развития. Для получения новых рынков сбыта требовался новый передел мира, грозивший новой, уже мировой войной.
К 1914 году, к началу Первой мировой войны, в мире оформились два противоборствующих между собой военно-политических лагеря. С одной стороны это были Великобритания, Франция и Россия, союз которых получил название «Антанта», что в переводе обозначает «Сердечное согласие» и Тройственный союз, состоящий из Германии, Австро-Венгрии и Италии. Суть противоборства сводилась к новому переделу мира и получению новых земель и территорий (со стороны Германии и союзников) и к недопущению такого передела (со стороны Антанты).
В 1900-1914 гг. В Европе и мире произошли местные, локальные конфликты (Англо-бурская война в Южной Африке, столкновения в Иране (Персии), русско-японская война, две Балканских войны (см. Рис. 4) и т.д., в которых так или иначе (в основном негласно) принимали участие «блоковые» страны, как бы прощупывая друг друга на третьей территории.
(Таким образом, к 1914 году мир окончательно вступил в новую эпоху, логическим итогом которой была Первая мировая война.
Список рекомендованной литературы
1. Алексашкина Л.Н. Всеобщая история. ХХ – начало XXI века. – М.: Мнемозина, 2011.
2. Загладин Н.В. Всеобщая история. XX век. Учебник для 11 класса. – М.: Русское слово, 2009.
Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
1. Библиотека Гумер (Источник).
2. Российская Партия Коммунистов (Источник).
3. Развлекательный портал (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
1. Прочитайте Главу 1 учебника Алексашкиной Л.Н. Всеобщая история. ХХ – начало XXI века и дайте ответы на вопросы 1 – 3 на с. 9.
2. Прочитайте Главу 2 учебника Алексашкиной Л.Н. Всеобщая история. ХХ – начало XXI века и дайте ответы на вопросы 1 – 4 на с. 17.
3. Прочитайте Главу 3 учебника Алексашкиной Л.Н. Всеобщая история. ХХ – начало XXI века и дайте ответы на вопросы 2 – 6 на с. 32.