Всеобщая история

Тема 6: Возвышение Афин в 5 веке до н.э. и расцвет демократии

Урок 7: Афинская демократия при Перикле

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?


Предыстория

Основы демократии (от греч. demos – «народ» и kratos – «власть», т.е. «власть народа») в Греции в VI в. заложили законы Солона (см. урок «Зарождение демократии в Афинах»).

Наибольшего расцвета демократия достигла в Афинах в V в. до н.э. Любой мужчина, достигший 20-летнего возраста мог участвовать в управлении государством (при этом не могли участвовать в управлении государством женщины и рабы).

Возвышение Афин началось после победы над персами (см. урок «Нашествие греков на Элладу»).

Законодательная власть

  • Народное собрание: могло участвовать все взрослое мужское население (только граждане), собирались 3-4 раза в месяц. Занимались решением государственных вопросов. Путем открытого голосования народное собрание избирало 10 стратегов. Тайным голосованием собрание принимало законы, решение об объявлении войны и т.п.
  • Совет пятисот: в него входили граждане старше 30 лет, избирались путем жеребьевки на год. Члены совета заседали ежедневно и получали жалованье. Решения совета выносились на обсуждение Народного собрания.

Исполнительская власть

Должностные лица (кроме стратегов) избирались жеребьевкой на год. При Перикле была введена оплата труда магистратов, поэтому теперь ту или иную должность мог занять любой гражданин, независимо от имущественного статуса.

Судебная власть

Суд присяжных (гелиэя), в который каждые 5-6 лет избиралось 6 тыс. человек не моложе 30 лет.

 

События

443 г. до н.э. – Перикл впервые избран первым стратегом. Он занимал эту должность в течение 15 лет. Это была наиболее важная должность в государстве. Первый стратег был военачальником и руководил внешней политикой.

431–404 гг. до н.э. – Пелопоннесская война между Спартой и Афинами, в которую были втянуты большинство греческих полисов. Закончилась поражением Афин.

 

Участники

Перикл – афинский политический деятель и военачальник. При нем афинская демократия достигла расцвета. Инициировал постройку на общественные деньги зданий и храмов. Семь дней Истории. «Греция. Перикл – расцвет Афинской демократии».

Анаксагор – философ, учитель Перикла. Был вынужден покинуть Афины из-за обвинения в безбожии.

Фидий – скульптор, руководил работами по скульптурному оформлению Парфенона на Акрополе.

Граждане – коренные афиняне, оба родителя которых были гражданами, имели право участвовать в управлении государством.

Переселенцы (метеки) – чужеземцы, живущие не в том полисе, в котором родились. Они платили налог за право жить в Афинах, не имели политических прав.

Рабы – жители, не имевшие никаких прав.

 

Заключение

Окончание Пелопоннесской войны и победа Спарты принесли мир ненадолго. В связи с недовольством по поводу главенства Спарты между греческими полисами вновь начались междоусобные войны, которые привели к ослаблению греческих городов.

Между тем Македонское царство – государство на севере Балканского полуострова – становилось все сильнее (см. урок «Греция подчиняется Македонии»).


Конспект


Главным органом власти в Афинах было Народное собрание. В Собрании участвовали граждане, только мужчины начиная с двадцатилетнего возраста. Для решения государственных дел они собирались 3-4 раза в месяц на пологом холме в западной части города. Приходили ремесленники и торговцы, гребцы и лодочники Пирея, а также земледельцы, если только сельские работы не были в разгаре. Приходили богатые купцы и землевладельцы. 

Народное собрание выбирало поднятием рук десятерых стратегов сроком на год. Должность первого стратега была самой важной в Афинах. Он руководил войском и флотом, ведал отношениями Афин с другими государствами. Пятнадцать раз, начиная с 443 года до н. э., Собрание выбирало Перикла (рис. 1) первым стратегом. 

Перикл

Рис. 1. Перикл (Источник)

Тайным голосованием – подачей белых или чёрных камешков – Собрание объявляло войну, утверждало мирные договоры, принимало законы. Любой гражданин мог выступить в Собрании со своим предложением (например, принять новый закон). Однако голосовали не сразу: предложение должен был обсудить Совет пятисот. Лишь на одном из следующих Собраний гражданам сообщали результаты обсуждения. Причём независимо от того, одобрил Совет пятисот сделанное предложение или нет, его ставили на голосование. 

Собрание распоряжалось казной и утверждало расходы стратегов (рис. 2). Однажды самого Перикла обвинили в огромных тратах. Действительно, по его предложению в Афинах возводились великолепные храмы, портики и статуи. Враги Перикла, знатные афиняне, подняли в Собрании крик, обвиняя первого стратега в неумелой трате громадных денег. Не утверди Собрание расходы, Перикл был бы отдан под суд. Однако он был опытным оратором (Оратор – человек, умеющий произносить речи, убеждать слушателей.) и умел говорить с демосом. «Находят ли граждане, что в самом деле истрачено больше, чем нужно?» – спросил Перикл. «Да, да! Слишком много!» – раздались голоса. «Раз так, – продолжал Перикл, – то я верну в казну всё до последней драхмы. А затем прикажу на всех постройках написать: «Воздвигнуто Периклом на его собственные средства». Но демос, как и предвидел Перикл, не пожелал уступить ему славу возведения Парфенона и других замечательных построек. «Нет, не хотим! Для украшения Афин не жалко ничего!» – зашумели граждане и утвердили отчёт Перикла. 

Народное собрание

Рис. 2. Народное собрание (Источник)

За государственную службу платили деньги из казны. В Афинах, кроме стратегов, существовало много должностей. Обычно одну и ту же должность – судьи, или сборщика налогов, или смотрителя рынка – стремились занять несколько граждан. Кого же из них следовало предпочесть? Тянули жребий: кому достанется белый боб, тот и считается избранным. (Бобы – плоды растений, например, фасоли.) 

Занятие должностей было почётным. И никакой оплаты за это первоначально не полагалось. Поэтому беднейшие граждане уклонялись от жеребьёвки. Им было не до службы государству: суметь бы заработать себе на жизнь. Однако Перикл стремился к тому, чтобы все граждане участвовали в управлении и в судах. Поэтому по его предложению был принят закон, по которому гражданам, избранным на должность, за каждый рабочий день стали платить деньги из казны. Этих денег должно было хватить на покупку хлеба, овощей, рыбы для небольшой семьи. Впервые в истории была введена плата за исполнение выборных должностей. 

Вся жизнь Перикла была отдана государственным делам. Афиняне шутили, что в городе он знал только те улицы, что вели от его дома в Народное собрание и Совет пятисот. Первый стратег получил прекрасное образование. Знаменитый учёный Анаксагор был его учителем и другом. Анаксагор изучал явления природы и считал, что Солнце и Луна – это не боги, а огромные раскалённые камни. Среди друзей Перикла был творец «Антигоны» Софокл, создатель великолепных статуй Фидий, «отец истории» Геродот, описавший греко-персидские войны. Все эти люди собирались для учёных споров и бесед в доме первого стратега и его жены Аспасии – одной из образованнейших женщин Эллады (рис. 3). 

Аспасия

Рис. 3. Аспасия (Источник)

Друзья Перикла помогали ему и в государственных делах. Фидию он поручил руководить возведением храмов и статуй в Акрополе. Софокл участвовал, уже не как поэт, а как воин, в морских походах. Геродот по предложению Перикла отплыл вместе с другими афинянами в Италию, чтобы основать там колонию. 

Однако у Перикла были не только сторонники, но и враги из знати. Они клеветали на него и его друзей, обвиняли их в преступлениях. Анаксагора должны были судить за то, что он не верил в богов. Боясь за судьбу учёного, Перикл помог Анаксагору покинуть Афины, не дожидаясь суда. Фидия обвинили в утайке золота при создании статуи Афины в Парфеноне. Чтобы оправдаться, Фидию пришлось снять со статуи Афины золотую одежду. Её взвесили и убедились в честности старого мастера. 

При Перикле афинская демократия достигла своего расцвета. Афины были самым могущественным государством Эллады.

 

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс – М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. – М.: Просвещение, 1991.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Bibliotekar.ru (Источник)
  2. Grani.roerich.com (Источник)

 

Домашнее задание

  1. Каковы различия в управлении в Афинах при Солоне и при Перикле?
  2. Какой орган власти играл главную роль в управлении Афинского полиса?
  3. Мог ли бедный афинянин занять должность судьи?
  4. Какие формы голосования использовались в афинском Народном собрании?
  5. Кто был недоволен правлением Перикла? Почему?