Всеобщая история
Тема 6: Возвышение Афин в 5 веке до н.э. и расцвет демократииУрок 11: В гаванях афинского порта Пирей (Зарапин Р. В.)
- Видео
- Тренажер
- Теория
Предыстория
Афины расположены не на берегу моря, а в нескольких километрах от него. Поэтому Афины не были изначально портовым городом. Порт у Афин появился во время греко-персидских войн, в V веке до н.э., во время правления Фемистокла. Благодаря появлению порта и военного флота афиняне смогли одолеть персов превосходящих числом.
События
V в. до н.э. – Пирей стал главным портом Афин.
В порту располагались:
- Военные гавани.
- Во время правления Фемистокла афинский флот стал самым сильным во всей Элладе.
- Афинский флот состоял из 400 триер.
- Триера – греческий корабль с тремя рядами вёсел. Триеры отличались маневренностью и быстротой хода.
- Строительные верфи – место для сооружения и ремонта кораблей.
- Торговые гавани.
Афины были крупным торговым центром. Все прибывающие в порт купцы обязательно платили пошлину.
Из Афин торговцы вывозили:
- оливковое масло,
- вино,
- мёд,
- глиняную посуду,
- предметы роскоши (статуи, украшения, посуду из драгоценных металлов).
Купцы ввозили в Афины:
- хлеб,
- ткани,
- предметы роскоши из заморских стран,
- рабов.
В Древней Греции широко была распространена работорговля.
- Рабов привозили из других стран. После того как Солон отменил долговое рабство, гражданин Афин не мог стать рабом.
- Рабов продавали на рынке в Афинах. Раба можно было купить по цене двух быков.
- Рабов отправляли на рудники, использовали в ремесленных мастерских, на полях, брали в слуги в богатые семьи.
- Убивать рабов было запрещено, но нагружать тяжёлой работой можно.
- Владелец раба мог отпустить его на свободу. Тогда раб становился метеком (свободным человеком, но не гражданином).
- Мыслители Древней Греции (Аристотель, Платон) оправдывали рабство. Считали его справедливым.
Участники
Фемистокл – афинский архонт, организатор сил сопротивления Греции во время нашествия Ксеркса.
Заключение
Афины обладали самым сильным флотом во всей Греции. Афинский порт Пирей был главным входом в Грецию для морских судов. Сюда приезжали купцы, работорговцы, здесь были верфи для строительства судов.
Параллели
Рабство существовало не только в Древней Греции. Оно было характерным явлением для Древнего мира. Из законов царя Хаммурапи, правителя Древнего Вавилона, мы знаем о рабстве Древнего Востока. Рабы не считались людьми, они приравнивались к скоту или к «говорящим орудиям труда». Рабов можно было продавать и покупать. Рабы обязаны были носить знаки отличия – особую причёску или клеймо, выжженное на коже. Рабство в Древнем Вавилоне было более жестоким, чем в Древней Греции.
Введение
Если представить, путешествия древних греков, взглянув на карту, то можно увидеть, что чаще всего они путешествовали по морю. Поэтому знакомство с Афинами начнется с порта этого города.
Расположение порта Пирей
Портом называется место, где к земле пристают корабли. Афинский порт назывался Пирей и находился в 5–6 км от самого города Афины (рис. 1). Чтобы обезопасить свой порт, афиняне окружили его толстыми стенами и построили еще две стены, которые соединяли Афины с самим портом Пирей. Эти стены так и назывались – «длинные стены».
Афинский флот
В Пирее стояли как военные, так и торговые корабли. У Афин был мощный военный флот, который насчитывал несколько сотен судов. В их число входили биремы (два ряда весел) (рис. 2) и триеры (три ряда весел) (рис. 3). Триеры были очень подвижными и легкими. Такие корабли помогли грекам одержать победу во время Саламинского морского сражения. На такой триере помещалось около сотни солдат, и еще оставалось место для гребцов.
Кроме военных судов, в Пирее находились и торговые суда (рис. 4). Они были большими и объемными, так как торговым кораблям был нужен большой трюм, чтобы туда вошло как можно больше грузов.
Торговля в Афинах
Афиняне в другие города Греции вывозили в основном вино, оливковое масло и мед. Для того чтобы перевозить жидкие товары, нужны были сосуды, которые назывались амфоры (рис. 5). Именно в афинских амфорах эти товары путешествовали по всей Греции и даже по всему Средиземноморью.
Среди торговцев ходил человек, который следил за тем, что они вывозили из города. Такие люди, в частности, следили, чтобы торговцы не вывозили из Афин плоды фигового дерева (инжир) (рис. 6), так как считалось, что это дерево грекам подарила богиня Деметра, которую когда-то афиняне радушно приютили. Поэтому плоды фигового дерева было запрещено вывозить из Афин.
Что касается того, что везли в Афины, то это были хлеб, камень для строительства и железо. Существовал закон, по которому союзники Афин не могли продавать железо никому, кроме самих Афин. Это делалось для того, чтобы другие греческие города не смогли сделать из железа оружие и напасть с ним на Афины.
Метеки
Метеки (от греч. слова «приезжие») – это жители других городов, которые приезжали в Афины на постоянное место жительства (рис. 7). Метеков в Афинах было очень много, но правами граждан они не обладали.
Особенности метеков:
- не считались гражданами;
- не могли владеть землей;
- не избирались на государственные должности;
- были обязаны платить специальный налог (сами же афиняне не платили никаких налогов).
Афинские рабы
Рабов греки захватывали на дальних побережьях Средиземного и Черного морей (рис. 8). Нередко это были военнопленные, но бывали случаи, когда греческие работорговцы высаживались на берегу и захватывали детей, чтобы потом продать их в качестве рабов на территории Греции.
Рабов, привезенных в Пирей, отправляли в сами Афины.
С рабами греки обращались плохо. Убивать рабов было не положено, но нагружать их тяжелой работой и наказывать афинские законы не запрещали. Поэтому человек, попавший в рабство, терял всякую надежду вернуться домой и увидеть своих родных. Правда, в Греции, в частности в Афинах, бывали случаи, когда хозяева давали своим рабам свободу. Такие бывшие рабы, отпущенные на волю, назывались вольноотпущенниками. Но, как правило, это были очень старые люди, которые не могли уже выполнять нормальную работу и которых хозяева не хотели больше кормить. Раба, по сути, выгоняли из дома, и он был вынужден заканчивать свою жизнь на улице, становясь нищим.
Строительство кораблей
В порту Пирей велось строительство военных и торговых кораблей. Такие предприятия по строительству кораблей назывались верфи. Одновременно афиняне строили несколько кораблей, причем деньги на строительство собирались с жителей города. Человек, который командовал греческим флотом и наблюдал за строительством кораблей, назывался наварх. Он был очень влиятельным человеком, так как флот играл огромную роль в жизни Древней Греции. Именно на кораблях держалось могущество и благополучие города Афины.
Список литературы
1. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира 5 класс. – М.: «Просвещение», 2010.
2. Данилов Д.Д., Сизова Е.В. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. – М.: «Баласс», 2013.
3. Доватур А. И. Рабство в Аттике VI–V вв. до н. э. – Л.: Наука, 1980.
4. История Древней Греции // Под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высшая школа, 1996.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет
1. Mirtesen.ru (Источник)
2. Sno.pro1.ru (Источник)
3. Antiquehistory.ru (Источник)
Домашнее задание
1. Из каких кораблей состоял афинский флот и чем они отличались друг от друга?
2. Какими товарами Афины торговали с другими городами и что ввозили к себе?
3. Чем древнегреческие рабы отличались от метеков? У кого из них условия жизни были лучше?
4. Почему наварх в Древней Греции имел очень большое влияние?