Всеобщая история
Тема 1: Европа и мир в конце XV-XVII вв.Урок 3: Философия эпохи Возрождения
- Видео
- Тренажер
- Теория
Философия эпохи Возрождения
Возрождение (Ренессанс) – не только хронологическая эпоха, но и идейное течение, внутри которого формировался новый (по отношению к Средневековью) взгляд на мир и человека.
Периодизация
Конец XIII – XIV вв. – Проторенессанс.
XV в. – Ранний Ренессанс.
Конец XV – начало XVI в. – Высокий Ренессанс.
Середина и вторая половина XVI в. – Поздний Ренессанс.
Тенденции
Секуляризация культуры. Перенос внимания на проблемы земного бытия.
Открытие индивидуальности.
Понимание личности как основной культурной и жизненной ценности.
Переход от теоцентризма (главная ценность, средоточие всего – бог) к антропоцентризму (центр и главная ценность – человек).
Отказ от схоластики.
Признание античной древности в качестве высшей культурной ценности (культуры, литературы и искусства Древней Греции и Рима).
Признание высокой роли античного наследия для воспитания человечности.
Участники
Франческо Петрарка – итальянский поэт, родоначальник гуманизма, глава старшего поколения гуманистов.
Эразм Роттердамский – ученый-гуманист, представитель Северного Возрождения, автор сатирического сочинения «Похвала глупости».
Томас Мор – английский гуманист, государственный деятель и писатель. Автор книги «Золотая книга, столь же полезная, как и приятная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Пытался описать идеальное общественное устройство.
Франсуа Рабле – писатель, представитель гуманизма во Франции. Автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль».
Мишель Монтень – французский философ, писатель и политический деятель эпохи Возрождения. Автор книги «Опыты», которая представляет собой поучительные раздумья, основанные на собственной жизни.
Уильям Шекспир – английский поэт и драматург. Автор трагедий «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Король Лир» и др.
Мигель Сервантес – испанский писатель эпохи Возрождения. Автор романа «Дон Кихот».
Заключение
В эпоху Возрождения произошли существенные перемены в представлениях людей о мире. Фундаментом философии эпохи Возрождения стал гуманизм. Он выдвигает на первый план понимание личности как основной культурной и жизненной ценности. Слово происходит от словосочетания studia humanitatis (лат. «гуманитарные студии») – комплекс учебных дисциплин, в который входили грамматика, риторика, поэзия, история, этика. Первоначально именно преподавателей этих дисциплин называли гуманистами. Гуманизм эпохи Возрождения в качестве важнейших провозглашает науки о человеке, так как именно они должны способствовать формированию гармоничной, разносторонне развитой, нравственно совершенной личности.
Важной составляющей философии становится самопознание. Примером такого пристального внимания к себе являются «Опыты» Монтеня. Писатели и философы, ученые-гуманисты эпохи в своих произведениях обличают недостатки земного мира. Свою задачу они видят в совершенствовании общества и воспитании нравственно совершенного человека.
Основные черты эпохи Возрождения
В данном уроке речь пойдет о философии эпохи Возрождения. На рубеже XIV–XV вв. наступила новая эпоха в развитии культуры Западной Европы. Она получила название Возрождение (или на французский манер Ренессанс). Несмотря на то, что в основе Возрождения лежали подъем образования и городской культуры Средневековья, главной чертой Ренессанса было возникновение принципиально новой культуры.
Сам термин «возрождение» вошел в историографию XIX века благодаря работе Якоба Буркхардта, изданной в 1860 году. Эта работа называлась «Культура Ренессанса в Италии». Однако этот термин не является новшеством историков XIX века. Представители этой эпохи употребляли такие выражения, как «воскрешать», «придавать блеск древности», «обновлять» и т.д. Они противопоставляли новую эпоху света, в которой жили, периоду темноты и невежества, каковым они считали Средневековье. Фундаментом эпохи Возрождения был гуманизм. Это такое идейное течение, выдвигающее на первый план человека и науку о человеке. Антропоцентризм (идеалистическое воззрение, согласно которому человек есть средоточие Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий) противопоставлялся теоцентризму (философской концепции, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага) предыдущей эпохи. Идеалом гуманистов была свободная, всесторонне развитая и нравственно совершенная личность, живущая в гармонии с природой. Человек представлялся как венец творения, созданный по образу и подобию Бога и наделенный способностью к сознанию, к созиданию и творчеству.
Особая роль в воспитании человека отводилась культуре. При этом латинские и греческие древности, то есть античность, стали образцами для воспитания человека. Гуманисты реабилитировали языческую литературу, поэзию, которые отвергались в Средневековье.
Еще одной чертой гуманизма было то, что ее представители не просто восхищались античностью, а стремились понять эту эпоху. В эпоху гуманизма схоластика (представления, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлечённых рассуждениях, не проверяемых опытом) заменяется практическими исследованиями в области этики и эстетики, политики и экономики, риторики и логики.
Основными характеристиками философии эпохи Возрождения были:
- антропоцентризм,
- обращение к античности,
- отказ от схоластики,
- обращение к исследованиям в области гуманитарных дисциплин,
- собственные принципы.
Франческо Петрарка
Рассмотрим несколько работ гуманистов эпохи Возрождения.
Франческо Петрарка – итальянский поэт XIV века (рис. 1) в своей работе пишет: «Человек знает многое. Знает зверей, птиц и рыб, знает, сколько волос в гриве льва и сколько перьев в хвосте ястреба. Приведенные вещи по большей части или фальшивы, или неизвестны: но даже будучи истинными, они бесполезны. Я спрашиваю себя, что пользы знать природу зверей, птиц, рыб, и змей и либо игнорировать, либо не заботиться о знании природы человека».
Для Петрарки важно прежде всего изучение именно природы человека, являющегося венцом мироздания.
Эразм Роттердамский
Эразм Роттердамский – еще один известнейший философ-гуманист эпохи Возрождения (рис. 2). В 1509 году он опубликовал книгу «Похвала глупости» (рис. 3), в которой высмеивал пороки современного ему общества. Философ высмеивает торговцев, которые обманывают покупателей, а также священников, которые занимаются собственным обогащением. Но самыми глупыми Эразм Роттердамский считает купцов, так как они «вечно лгут, воруют, жадничают, надувают и при всем том мнят себя первыми людьми в мире».
Франсуа Рабле
Франсуа Рабле – французский философ, гуманист, писатель (рис. 4), автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» (рис. 5). В этом сочинении он в сатирической форме изображает государство, правители которого способны только на то, чтобы творить зло по отношению к своим подданным и возмущать мир войнами ради своего удовольствия.
Говоря об эпохе Возрождения, нельзя не упомянуть Уильяма Шекспира (рис.6) и Мигеля де Сервантеса (рис. 7). Интересны политические учения эпохи Ренессанса. Несмотря на различие политических взглядов гуманистов, их объединяет практицизм.
Томас Мор и его «Утопия»
В Англии идеи гуманизма оказали существенное влияние на Томаса Мора – политического деятеля и философа социалиста-утописта (рис. 8). В 1516 году он опубликовал «Золотую книгу» о наилучшем устройстве государства и о новом острове «Утопия» (рис. 9). Томас Мор считал, что причиной всех бед и несчастий человека является частная собственность. Он создает образ идеального государства, которое располагается на острове Утопия, что в переводе означает «несуществующее место». На этом острове нет частной собственности, а есть 54 города, каждый из которых великолепен, во всех городах одинаковый язык, нравы и законы и выглядят они одинаково. Жители острова живут счастливо, не зная бед и несправедливости, благодаря отсутствию частной собственности, а также централизованному распределению ресурсов. Государство снабжает жителей города продуктами питания, одеждой, бытовыми принадлежностями и всем прочим. Существует выборное правительство, сильная идеологическая составляющая государства, воспитание нравственности, невозможность личного обогащения. Но общество острова Утопия иерархично, то есть младшие подчиняются старшим, женщины подчиняются мужчинам. Государство стремится контролировать и личную жизнь граждан. Похожую социально-политическую модель спустя 500 лет будут строить в Советской России.
В начале XVII века появилось еще одно произведение, в котором провозглашались похожие идеи. Это утопия «Город Солнца», автором которой является итальянский философ позднего Возрождения Томмазо Кампанелла (рис. 10).
Жан Боден
Жан Боден – французский политик, экономист, философ XVI века, член парламента Парижа и преподаватель права (рис. 11). Он является одним из разработчиков идеи государственного суверенитета (то есть независимости в решении политических вопросов). Эта концепция стала серьезным идеологическим ударом по позиции католической церкви в Европе Нового времени.
Никколо Макиавелли
Говоря о политических учениях эпохи Возрождения, нельзя не упомянуть имени Никколо Макиавелли (рис. 12). Обойти стороной его произведение «Государь» (рис. 13) невозможно. С него начинается эпоха нового политического мышления. Кризис моральных ценностей привел к разрыву между тем, что должно быть, и тем, что есть на самом деле. Реализм Макиавелли заключается в понятии «добродетель государя», эффективно управляющим государством. Практичность и конкретный результат – это добродетель по Макиавелли. Также добродетель – это сила и здоровье, хитрость и энергия, возможность предвидеть, планировать, принуждать и добиваться конкретного результата.
Итоги урока
Подводя итоги урока, следует отметить, что эпоха Возрождения формирует новый тип мышления, стремящегося к реальности, конкретному практическому результату. Это критическое мышление, не основанное на догмах и стремящееся выйти за рамки. Новым идеалом нравственности становятся античные образцы. В центре эпохи Возрождения – свободная и способная личность.
Домашнее задание
- Назовите основные черты эпохи Возрождения.
- Какие основные идеи вы можете выделить в творчестве Франческа Петрарка, Эразма Роттердамского и Франсуа Рабле?
- Какими произведениями известны Томас Мор и Никколо Макиавелли?
- Читали ли вы какие-нибудь произведения из выше перечисленных и хотели бы прочитать произведения эпохи Возрождения?
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Список рекомендованной литературы
- Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса.
- Бобкова М.С. Жан Боден: История жизни в эпоху катастроф // История через личность. Новая историческая биография. – М., 2005.
- Ведюшкин В.А., Бурин С.Н. Учебник по истории Нового времени. 7 класс, М., 2013.
- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени. 1500 – 1800. М.: «Просвещение», 2012.
- Немилов А.Н. Эразм Роттердамский и Северное Возрождение // Эразм Роттердамский и его время. – М., 1989.
- Никколо Макиавелли. Государь.
- Романчук А. Роль Франческо Петрарки в формировании образа сомневающегося интеллигента // Франческо Петрарка и европейская культура. – М.: Наука, 2007.
- Тененбаум Б. Великий Макиавелли: Темный гений власти: «Цель оправдывает средства?» – М.: Яуза, Эксмо, 2012.
- Франсуа Рабле, Гаргантюа и Пантагрюэль. / Перевод Н.М. Любимова. –М.: Художественная литература, 1973.
- Эразм Роттердамский. Похвала глупости