Всеобщая история

Тема 1: Европа и мир в конце XV-XVII вв.

Урок 3: Философия эпохи Возрождения

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?


Философия эпохи Возрождения

Возрождение (Ренессанс) – не только хронологическая эпоха, но и идейное течение, внутри которого формировался новый (по отношению к Средневековью) взгляд на мир и человека.

Периодизация

Конец XIII – XIV вв. – Проторенессанс.

XV в. – Ранний Ренессанс.

Конец XV – начало XVI в. – Высокий Ренессанс.

Середина и вторая половина XVI в. – Поздний Ренессанс.

Тенденции

Секуляризация культуры. Перенос внимания на проблемы земного бытия.

Открытие индивидуальности.

Понимание личности как основной культурной и жизненной ценности.

Переход от теоцентризма (главная ценность, средоточие всего – бог) к антропоцентризму (центр и главная ценность – человек).

Отказ от схоластики.

Признание античной древности в качестве высшей культурной ценности (культуры, литературы и искусства Древней Греции и Рима).

Признание высокой роли античного наследия для воспитания человечности.

Участники

Франческо Петрарка – итальянский поэт,  родоначальник гуманизма, глава старшего поколения гуманистов.

Эразм Роттердамский – ученый-гуманист,  представитель Северного Возрождения, автор сатирического сочинения «Похвала глупости».

Томас Мор – английский гуманист, государственный деятель и писатель. Автор книги «Золотая книга, столь же полезная, как и приятная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Пытался описать идеальное общественное устройство.

Франсуа Рабле – писатель, представитель гуманизма во Франции. Автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль».

Мишель Монтень – французский философ, писатель и политический деятель эпохи Возрождения. Автор книги «Опыты», которая представляет собой поучительные раздумья, основанные на собственной жизни.

Уильям Шекспир – английский поэт и драматург. Автор трагедий «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Король Лир» и др.

Мигель Сервантес – испанский писатель эпохи Возрождения. Автор романа «Дон Кихот».

Заключение

В эпоху Возрождения произошли существенные перемены в представлениях людей о мире. Фундаментом философии эпохи Возрождения стал гуманизм. Он выдвигает на первый план понимание личности как основной культурной и жизненной ценности. Слово происходит от словосочетания studia humanitatis (лат. «гуманитарные студии») – комплекс учебных дисциплин, в который входили грамматика, риторика, поэзия, история, этика. Первоначально именно преподавателей этих дисциплин называли гуманистами. Гуманизм эпохи Возрождения в качестве важнейших провозглашает науки о человеке, так как именно они должны способствовать формированию гармоничной, разносторонне развитой, нравственно совершенной личности.

Важной составляющей философии становится самопознание. Примером такого пристального внимания к себе являются «Опыты» Монтеня. Писатели и философы, ученые-гуманисты эпохи в своих произведениях обличают недостатки земного мира. Свою задачу они видят в совершенствовании общества и воспитании нравственно совершенного человека.


Основные черты эпохи Возрождения


В данном уроке речь пойдет о философии эпохи Возрождения. На рубеже XIV–XV вв. наступила новая эпоха в развитии культуры Западной Европы. Она получила название Возрождение (или на французский манер Ренессанс). Несмотря на то, что в основе Возрождения лежали подъем образования и городской культуры Средневековья, главной чертой Ренессанса было возникновение принципиально новой культуры.

Сам термин «возрождение» вошел в историографию XIX века благодаря работе Якоба Буркхардта, изданной в 1860 году. Эта работа называлась «Культура Ренессанса в Италии». Однако этот термин не является новшеством историков XIX века. Представители этой эпохи употребляли такие выражения, как «воскрешать», «придавать блеск древности», «обновлять» и т.д. Они противопоставляли новую эпоху света, в которой жили, периоду темноты и невежества, каковым они считали Средневековье. Фундаментом эпохи Возрождения был гуманизм. Это такое идейное течение, выдвигающее на первый план человека и науку о человеке. Антропоцентризм (идеалистическое воззрение, согласно которому человек есть средоточие Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий) противопоставлялся теоцентризму (философской концепции, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага) предыдущей эпохи. Идеалом гуманистов была свободная, всесторонне развитая и нравственно совершенная личность, живущая в гармонии с природой. Человек представлялся как венец творения, созданный по образу и подобию Бога и наделенный способностью к сознанию, к созиданию и творчеству.

Особая роль в воспитании человека отводилась культуре. При этом латинские и греческие древности, то есть античность, стали образцами для воспитания человека. Гуманисты реабилитировали языческую литературу, поэзию, которые отвергались в Средневековье.

Еще одной чертой гуманизма было то, что ее представители не просто восхищались античностью, а стремились понять эту эпоху. В эпоху гуманизма схоластика (представления, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлечённых рассуждениях, не проверяемых опытом) заменяется практическими исследованиями в области этики и эстетики, политики и экономики, риторики и логики.

Основными характеристиками философии эпохи Возрождения были:

  • антропоцентризм,
  • обращение к античности,
  • отказ от схоластики,
  • обращение к исследованиям в области гуманитарных дисциплин,
  • собственные принципы.

Франческо Петрарка


Рассмотрим несколько работ гуманистов эпохи Возрождения.

Франческо Петрарка – итальянский поэт XIV века (рис. 1) в своей работе пишет: «Человек знает многое. Знает зверей, птиц и рыб, знает, сколько волос в гриве льва и сколько перьев в хвосте ястреба. Приведенные вещи по большей части или фальшивы, или неизвестны: но даже будучи истинными, они бесполезны. Я спрашиваю себя, что пользы знать природу зверей, птиц, рыб, и змей и либо игнорировать, либо не заботиться о знании природы человека».

Франческо Петрарка

Рис. 1. Франческо Петрарка

Для Петрарки важно прежде всего изучение именно природы человека, являющегося венцом мироздания.


Эразм Роттердамский


Эразм Роттердамский – еще один известнейший философ-гуманист эпохи Возрождения (рис. 2). В 1509 году он опубликовал книгу «Похвала глупости» (рис. 3), в которой высмеивал пороки современного ему общества. Философ высмеивает торговцев, которые обманывают покупателей, а также священников, которые занимаются собственным обогащением. Но самыми глупыми Эразм Роттердамский считает купцов, так как они «вечно лгут, воруют, жадничают, надувают и при всем том мнят себя первыми людьми в мире».

Эразм Роттердамский

Рис. 2. Эразм Роттердамский

Произведение Эразма Роттердамского «Похвала глупости»

Рис. 3. Произведение Эразма Роттердамского «Похвала глупости»


Франсуа Рабле


Франсуа Рабле – французский философ, гуманист, писатель (рис. 4), автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» (рис. 5). В этом сочинении он в сатирической форме изображает государство, правители которого способны только на то, чтобы творить зло по отношению к своим подданным и возмущать мир войнами ради своего удовольствия.

Франсуа Рабле

Рис. 4. Франсуа Рабле

Произведение Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»

Рис. 5. Произведение Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»

Говоря об эпохе Возрождения, нельзя не упомянуть Уильяма Шекспира (рис.6) и Мигеля де Сервантеса (рис. 7). Интересны политические учения эпохи Ренессанса. Несмотря на различие политических взглядов гуманистов, их объединяет практицизм.

Уильям Шекспир

Рис. 6. Уильям Шекспир

Мигель де Сервантес

Рис. 7. Мигель де Сервантес


Томас Мор и его «Утопия»


В Англии идеи гуманизма оказали существенное влияние на Томаса Мора – политического деятеля и философа социалиста-утописта (рис. 8). В 1516 году он опубликовал «Золотую книгу» о наилучшем устройстве государства и о новом острове «Утопия» (рис. 9). Томас Мор считал, что причиной всех бед и несчастий человека является частная собственность. Он создает образ идеального государства, которое располагается на острове Утопия, что в переводе означает «несуществующее место». На этом острове нет частной собственности, а есть 54 города, каждый из которых великолепен, во всех городах одинаковый язык, нравы и законы и выглядят они одинаково. Жители острова живут счастливо, не зная бед и несправедливости, благодаря отсутствию частной собственности, а также централизованному распределению ресурсов. Государство снабжает жителей города продуктами питания, одеждой, бытовыми принадлежностями и всем прочим. Существует выборное правительство, сильная идеологическая составляющая государства, воспитание нравственности, невозможность личного обогащения. Но общество острова Утопия иерархично, то есть младшие подчиняются старшим, женщины подчиняются мужчинам. Государство стремится контролировать и личную жизнь граждан. Похожую социально-политическую модель спустя 500 лет будут строить в Советской России.

Томас Мор

Рис. 8. Томас Мор

«Утопия» Томаса Мора

Рис. 9. «Утопия» Томаса Мора

В начале XVII века появилось еще одно произведение, в котором провозглашались похожие идеи. Это утопия «Город Солнца», автором которой является итальянский философ позднего Возрождения Томмазо Кампанелла (рис. 10).

Томмазо Кампанелла

Рис. 10. Томмазо Кампанелла


Жан Боден


Жан Боден – французский политик, экономист, философ XVI века, член парламента Парижа и преподаватель права (рис. 11). Он является одним из разработчиков идеи государственного суверенитета (то есть независимости в решении политических вопросов). Эта концепция стала серьезным идеологическим ударом по позиции католической церкви в Европе Нового времени.

Жан Боден

Рис. 11. Жан Боден


Никколо Макиавелли


Говоря о политических учениях эпохи Возрождения, нельзя не упомянуть имени Никколо Макиавелли (рис. 12). Обойти стороной его произведение «Государь» (рис. 13) невозможно. С него начинается эпоха нового политического мышления. Кризис моральных ценностей привел к разрыву между тем, что должно быть, и тем, что есть на самом деле. Реализм Макиавелли заключается в понятии «добродетель государя», эффективно управляющим государством. Практичность и конкретный результат – это добродетель по Макиавелли. Также добродетель – это сила и здоровье, хитрость и энергия, возможность предвидеть, планировать, принуждать и добиваться конкретного результата.

Никколо Макиавелли

Рис. 12. Никколо Макиавелли

Произведение Никколо Макиавелли «Государь»

Рис. 13. Произведение Никколо Макиавелли «Государь»


Итоги урока


Подводя итоги урока, следует отметить, что эпоха Возрождения формирует новый тип мышления, стремящегося к реальности, конкретному практическому результату. Это критическое мышление, не основанное на догмах и стремящееся выйти за рамки. Новым идеалом нравственности становятся античные образцы. В центре эпохи Возрождения – свободная и способная личность.

 

Домашнее задание

  1. Назовите основные черты эпохи Возрождения.
  2. Какие основные идеи вы можете выделить в творчестве Франческа Петрарка, Эразма Роттердамского и Франсуа Рабле?
  3. Какими произведениями известны Томас Мор и Никколо Макиавелли?
  4. Читали ли вы какие-нибудь произведения из выше перечисленных и хотели бы прочитать произведения эпохи Возрождения?

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Grandars.ru (Источник). 
  2. Studopedia.ru (Источник). 
  3. Fb.ru (Источник). 
  4. Studfiles.ru (Источник). 

 

Список рекомендованной литературы

  1. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса.
  2. Бобкова М.С. Жан Боден: История жизни в эпоху катастроф // История через личность. Новая историческая биография. – М., 2005.
  3. Ведюшкин В.А., Бурин С.Н. Учебник по истории Нового времени. 7 класс, М., 2013.
  4. Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени. 1500 – 1800. М.: «Просвещение», 2012.
  5. Немилов А.Н. Эразм Роттердамский и Северное Возрождение // Эразм Роттердамский и его время. – М., 1989.
  6. Никколо Макиавелли. Государь.
  7. Романчук А. Роль Франческо Петрарки в формировании образа сомневающегося интеллигента // Франческо Петрарка и европейская культура. – М.: Наука, 2007.
  8. Тененбаум Б. Великий Макиавелли: Темный гений власти: «Цель оправдывает средства?» – М.: Яуза, Эксмо, 2012.
  9. Франсуа Рабле, Гаргантюа и Пантагрюэль. / Перевод Н.М. Любимова. –М.: Художественная литература, 1973.
  10. Эразм Роттердамский. Похвала глупости