Литература
Тема 11: Уроки А.Н. АрхангельскогоУрок 6: Игрушки в жизни и книгах. «Кавказский пленник» Толстого, «В дурном обществе» Короленко
- Видео
- Тренажер
- Теория
Игрушки в жизни и книгах
Игрушки сопровождают человечество на протяжении практически всей истории. Почти 4000 лет назад в Древнем Египте уже были игрушки, в том числе механические (см. рис. 1). Крокодил или тигр с проволочкой внутри, позволявшей им шевелиться, или деревянные игрушки.
Рис.1. Египет
Две тысячи лет назад в Древнем Риме произошло извержение вулкана Везувий и пеплом накрыло Помпеи. Город погиб, но внутри домов все сохранилось. Во время раскопок были обнаружены детские игрушки-трещотки (см. рис. 2).
Рис. 2. Игрушки, найденные при раскопках города Помпеи
Одно из древних изображений игрушки – каталки с палкой и колесиками есть на древнегреческой вазе, которая хранится в Государственном Эрмитаже. В средние века были целые города, которые специализировались на производстве игрушек. Таким был город Нюрнберг. Торговцы со всего мира съезжались туда, чтобы договориться о купле-продаже игрушек (см. рис. 3).
Рис. 3. Рынок с игрушками (Германия)
В Страсбурге специализировались на автоматизированных игрушках. Это дорогие игрушки XVII-XVIII веков. Многие игрушки детям не давали, а держали под стеклом (см. рис. 4).
Рис. 4. Механические игрушки-автоматоны
Англичане в основном воспроизводили миниатюрные домики, в которых протекала настоящая жизнь (см. рис. 5).
Рис. 5. Кукольный домик
Литература, которая рассказывает о детстве, не может обойтись без образа игрушки. Большое количество книг в мировой литературе связано с ожившими игрушками. Например, произведение великого немецкого писателя Гофмана «Щелкунчик» (см. рис. 6).
Рис. 6. Фрагмент из мультфильма «Щелкунчик»
Есть сказка, которую видели все в мультипликационных пересказах. А некоторые, может, и читали произведение Алана Милна «Винни Пух». Винни Пух – это оживший игрушечный медвежонок, который стал самостоятельным существом. Есть множество других сказок. Ожившие игрушки часто встречаются в кинематографе. Игрушка – в центре сюжета литературного произведения. В этом году вы прочитаете две книги, которые связаны с образом игрушки. Одна игрушка появляется в произведении Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник».
Анализ рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»
Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель (см. рис. 7).
Рис. 7. Л.Н. Толстой
Это один из знаменитейших писателей мира. Он писал не только грандиозные произведения, как «Война и мир», но и маленькие рассказы, понятные детям. В «Кавказском пленнике» повествуется о том, как два русских офицера попадают в плен. Это времена старых кавказских войн (см. рис. 8).
Рис. 8. Фрагмент к/ф «Кавказский пленник»
Один из героев, Жилин, делает игрушку и отдает ее местной кавказской девочке Дине. Девочка счастлива, но старуха, которая воспитывает Дину, в ярости уничтожает игрушку.
Когда будете читать произведение, обязательно ответьте на вопрос: почему старуха уничтожила игрушку.
А Дина, наоборот, видя эту игрушку, начинает помогать солдату, приносит молоко, пытается его накормить (см. рис. 9). А что в конечном итоге Дина делает для русского офицера, вы узнаете, прочитав рассказ. Кукла играет огромную роль в построении сюжета.
Рис. 9. М.С. Родионов. «Кавказский пленник»
Определение сюжета. Структура сюжета
События, протекающие в жизни, отличаются от событий, происходящих в литературе. Жизненные действия случайны. Бывают подъемы и спады. Судьба не организована в последовательный рассказ. Она проходит у нас на глазах, а мы просто участники процессов, которые от нас не зависят.
Событийный ряд в литературе:
- одно событие вытекает из другого;
- события выстраиваются в целенаправленное действие;
- действие интересно читателю.
Сюжет – это способ построения событий в литературном произведении, подчиненный замыслу автора.
Завязка – момент, когда сюжет действия начинает развиваться.
После знакомства с героями и обстоятельствами происходит событие, и действия начинают динамично развиваться. Эпизоды сменяют друг друга. Они движутся к высшей точке сюжетного напряжения – кульминации.
Кульминация – высшая точка сюжетного напряжения.
После кульминации наступает развязка. Развязка позволяет выйти из динамичного действия.
У сюжета могут быть еще два элемента.
Пролог – знакомство с обстоятельствами, героями и временем до завязки.
Эпилог – действия, происходящие после развязки (см. рис. 10).
Рис. 10. Структура сюжета
Сюжет – плотно сконцентрированное действие, последовательность, определенная замыслом автора.
Домашнее задание
Прочитайте повесть Владимира Короленко «В дурном обществе» и ответьте на вопросы:
- Зачем в сюжете появляются куклы?
- Как отношение к кукле определяет отношение автора к этим героям?
- Зачем Короленко использовал образ куклы, чтобы рассказать нам о детях и их отношениях с взрослыми?
Предлагаем прочитать произведения, о которых говорилось на уроке, и посмотреть фильмы или мультфильмы, снятые по мотивам этих произведений.
Э.Т.А. Гофман. «Щелкунчик и мышиный король»
Посмотрите мультфильм, снятый по мотивам сказки Э.Т.А. Гофмана и балета П.И. Чайковского.
А.А. Милн. «Винни Пух и все-все-все»
Посмотрите мультфильмы по сказке А.А Милна «Винни Пух и Пятачок»:
А.Н. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
Г.Х. Андерсен. «Стойкий оловянный солдатик»
Статья В.Е. Красовского поможет лучше понять, что такое сюжет.