Математика
Тема 10: Преобразование тригонометрических выражений. Профильный уровеньУрок 4: Решение задач на косинус и синус разности аргументов
- Теория
Рассмотрение формул косинуса и синуса разности аргументов
Выпишем 2 формулы:
- косинус разности аргументов:
,
то есть косинус разности аргументов – это сумма произведений косинусов и синусов этих аргументов.
- синус разности аргументов:
,
т. е. синус разности аргументов – это разность произведений синуса α на косинус β и косинуса α на синус β.
В задачах важно понимать, что принимать за α и β.
Задача 1 на упрощение выражения с помощью формулы синуса разности аргументов
Задача 1. Упростить
.
Решение:
![]()
Принимаем 5x за α, т. е. 5x
α, а 3x
β, и используем формулу синус разности аргументов.
![]()
Задача 2 на упрощение выражения с помощью формулы косинуса разности аргументов
Задача 2. Упростить
.
Решение:
Подходит формула косинуса разности аргументов, но у нас разность произведений, поэтому преобразуем данное выражение, воспользовавшись свойством чётности функции косинус и свойством нечётности функции синус:
![]()
![]()
=
=
=![]()
Мы не только упростили выражение, но и вычислили его.
Задача 3 на упрощение выражения с помощью формулы синуса разности аргументов
Задача 3. Упростить выражение
.
Решение:
![]()
=![]()
Воспользовавшись свойством чётности функции косинус и свойством нечётности функции синус, получаем:
=
=
=![]()
Т.к. ![]()
, то
=
=
=
=
=
=![]()
Разветвление Вычислительные задачи по теме урока
Вычислительные задачи по теме урока
Вычислить:
![]()
Решение:
Воспользуемся формулой косинус разности аргументов.
=
=
=0
Вычислить:
![]()
Решение:
Воспользуемся формулой синус разности аргументов.
=
=![]()
Задача 4 на нахождение синуса и сравнение чисел с помощью формул косинуса и синуса разности аргументов
Задача 4.
Дано![]()
Найти: a)
и ![]()
Решение:
а) Рассмотрим тригонометрическую окружность (рис.1):

Рис. 1. Тригонометрическая окружность
Числом t является длина выделенной дуги.
а)
=![]()
Все величины, кроме
нам известны.
=
=
=
=
=
=![]()
Недостающее число найдено.
=
=
,
Т. е. ![]()
б) Сравнить поможет
, если он отрицательный, число находится во второй четверти, если положительный – в первой (справа от
(рис. 2).

Рис. 2. Иллюстрация к задаче
![]()
Все величины нам известны:
=
=
=![]()
Это величина отрицательная, следовательно, и косинус отрицательный (расположен во второй четверти):
t
.
Иногда приходится применять две формулы сразу в одной задаче.
Задача 5 на решение уравнения с помощью формул косинуса и синуса разности аргументов
Задача 5. Решить уравнение:
.
Решение:
Применяем свойство чётности функции косинуса и свойство нечётности функции синуса:
![]()
![]()
=
=![]()
Получили простейшее тригонометрическое уравнение.
Рис. 3. Иллюстрация к задаче
Для угла t =x+45
первое множество решений даёт точка k1 (
), второе множество
решений - k2 (
) (рис. 3).
n![]()
n![]()
Мы решили уравнение и нашли все его решения, их бесчисленное множество.
Подведение итогов
На данном уроке были рассмотрены формулы косинуса и синуса разности аргументов и решены типовые задачи с применением данных формул.
Список литературы
- Алгебра и начала математического анализа. 10–11 классы. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / А. Г. Мордкович. – 10-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2009. – 399 с.: ил.
- Алимов А.Ш, Колягин Ю.М. и др. Алгебра и начала математического анализа. 10–11 классы. Учебник (базовый уровень).
- Карп А.П. Сборник задач по алгебре и началам анализа. 10–11 класс. – М.: Просвещение, 1995. – 176 с.
- Саакян С.М., Гольдман А.М., Денисов Д.В. Задачи по алгебре и началам анализа (пособие для учащихся 10–11 классов общеобразов. учреждений). – М.: Просвещение, 2003.
Домашнее задание
- Вычислить
. - Вычислить
. - Упростить выражение:

- Вычислить cos(
+ α) cos(
– α) – sin(
+ α) sin(
– α).
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Интернет-портал Sokolova-aa.ru (Источник).
- Интернет-портал Urokimatematiki.ru (Источник).
- Интернет-портал Exponenta.ru (Источник).