Математика
Тема 10: Преобразование тригонометрических выражений. Профильный уровеньУрок 5: Тангенс суммы и разности аргументов
- Видео
- Тренажер
- Теория
Тангенс суммы
Пусть даны ; . Найти .
Решение
Введем ограничение: ; и разделим все выражение на произведение косинусов:
Тангенс суммы аргументов
ОДЗ левой части: . ОДЗ правой части: ; ; .
То есть при применении данной формулы возможна потеря корней вида:
, ; ,
Рассмотрим частные случаи
1. Пусть один из косинусов равен нулю, например , .
Тогда .
Применив формулы приведения, получаем:
2. Пусть оба косинуса равны нулю: , ; ,
Тогда:
При замене правой части на левую происходит расширение ОДЗ, возникает опасность получения посторонних корней вида:
, ; ,
Чтобы этого избежать, выполняем замену следующим образом:
Тангенс разности
Формулу тангенса разности аргументов можно получить несколькими способами. Можно вывести по аналогии с тангенсом суммы – тогда будет четко понятен момент искажения ОДЗ.
Но можно получить тангенс разности как частный случай тангенса суммы:
Согласно нечетности тангенса: .
Тангенс разности аргументов
ОДЗ левой части: . ОДЗ правой части: ; ;
По аналогии с тангенсом суммы можно расписать, как поступать при возникновении ситуаций, когда , и/или , .
Примеры на вычисление
Пример
Вычислить .
Решение:
Избавимся от иррациональности в знаменателе:
Пример
Вычислить .
Решение:
Пример
Вычислить .
Решение
Типичная ошибка применения формулы
Пример
Вычислить , если .
Типовая ошибка здесь в применении формулы тангенса суммы, несмотря на ОДЗ:
Но не существует.
Верное решение:
Вывод: формулы тангенса суммы и разности аргументов можно применять только в том случае, когда тангенсы каждого из аргументов в отдельности существуют.
Второй вариант решения
Пример
Вычислить .
Альтернативное решение:
По формулам приведения:
Из первого примера:
Тангенс и котангенс связаны соотношением:
Отсюда:
Решение уравнений и преобразование выражений
Вычислить .
Решение
Применим формулу тангенса разности аргументов. Здесь один из аргументов сложный, это :
Важно учесть ОДЗ – должен существовать и :
,
Пример
. Найти .
Решение
Применим формулу тангенса суммы аргументов:
, ,
ОДЗ: .
Рассмотрим частный случай, когда ; , :
Полученное равенство не соответствует условию.
Ответ: .
Пример
; найти .
Решение
Имеем право применить формулу тангенса суммы аргументов, так как тангенс каждого аргумента существует:
Решение более сложного уравнения с использованием формулы тангенса разности аргументов
Пример
Решение
По формуле тангенса разности аргументов:
Учтем ОДЗ:
,
Подставим найденное решение во второе выражение ОДЗ:
Получено несоответствие – в левой части выражения стоит ноль. Так, данное уравнение не имеет решений.
Нахождение угла между двумя произвольными прямыми
Дано: ; .
Найти угол – см. рис. 1.
Мы знаем, что коэффициент перед в уравнении наклонной прямой есть тангенс ее наклона к оси абсцисс:
;
Также мы знаем, что внешний угол треугольника равен сумме двух внутренних углов, не смежных с ним:
По формуле тангенса разности аргументов:
Подчеркнем: считаем, что .
Угол между прямыми – это наименьший угол, образованный при их пересечении, поэтому ответ: .
Рассмотрим частный случай, когда прямые перпендикулярны, см. рис. 2.
;
Что есть условие перпендикулярности прямых.
Пример
Найти , см. рис. 3.
;
Тангенсы углов и существуют.
– прямые не перпендикулярны, и искомый тангенс существует. По формуле:
Вывод
Итак, мы вывели и изучили формулы тангенса суммы и разности двух аргументов, решили типовые примеры.
Список литературы
- Алгебра и начала анализа, 10 класс (в двух частях). Учебник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) под ред. А.Г. Мордковича. – М.: Мнемозина, 2009.
- Алгебра и начала анализа, 10 класс (в двух частях). Задачник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) под ред. А.Г. Мордковича. – М.: Мнемозина, 2007.
- Виленкин Н.Я., Ивашев-Мусатов О.С., Шварцбурд С.И. Алгебра и математический анализ для 10 класса (учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики) – М.: Просвещение, 1996.
- А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов, Ю.П. Дудницын и др. Алгебра и начала анализа. Учеб. для 10-11 кл. – М.: Просвещение, 1990.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Домашнее задание
- Вычислить: ;
- Найти , если ; .
- Вычислить: ;
- Доказать тождество: