Математика
Тема 12: Производная. Профильный уровеньУрок 3: Предел функции
- Теория
Пример функции 
Пусть задана функция
и значение
, значение аргумента. Что происходит с функцией, если
?
Рассмотрим функцию
, за
примем число 2, оно принадлежит области определения, т. е.
, также известно, что
.
Пусть
, нам необходимо выяснить, что происходит с функцией и какова роль числа
(рис. 1).

Рис. 1. График функции
,
Понятие предела функции, выделение 
Начнем с выделения ε-окрестности в точке
,
– это произвольное малое число, например
, тогда
,
, имеем
-окрестность для
. Имеем горизонтальную полосу шириной
, получаем точки
и
.

Рис. 2. График функции
,
,
,
Значение
достигается, когда
, Значение
достигается, когда
.
![]()
меньше, чем
, однако точка
ближе к 2, значит, за
мы выберем
.
![]()
, так мы получили -окрестность для
, получили точку
(рис. 2).
– окрестность точки 2 выделяет такой кусок графика, который целиком расположен в горизонтальной полосе шириной
.

Рис. 3. График функции
, ![]()
Кривая
находится внутри горизонтальной полосы – это означает, что как только
попадет в δ-окрестность точки 2,
попадет в
-окрестность точки
.
![]()
![]()
То есть y
и точность приближения зависит от
.
может быть сколько угодно малым числом, главное, чтобы положительным, но при заданном
можно найти такое
, что как только
попадет в δ-окрестность точки 2,
попадет в
-окрестность точки
, именно этим обстоятельством нам важна
.
при
. Для любой узкой горизонтальной полосы вокруг точки
найдется подходящая вертикальная полоса вокруг точки
такая, что выделяет такой кусок графика, который целиком находится в горизонтальной полосе (рис. 3).
Число
называется пределом функции
при
, если сказанное справедливо для любого положительного
.
Записывается это следующим образом:
![]()
Если
находится вблизи точки 2, то
находится вблизи своего предела, вблизи точки
.
Предел функции в точке 
Была функция
, мы умножим числитель на
, и разделим числитель на
, ясно, что в точке 2 функция не существует, распишем эту функцию:

Наша новая функция совпадает со старой функцией везде, кроме одной точки, нарисуем новый чертеж (рис. 4):

Рис. 4. График ![]()
![]()
Важные отличия функций
и 
Важные отличия:
.
– предел равен
.- Непрерывна в точке
.
.
– предел
.- Главное различие – это наличие разрыва в ОДЗ.
- Не является непрерывной в точке
(рисунок 4).
Определения функции 
Если первая функция существовала в точке 2, то вторая функция не существует в точке 2, а предел у них один и тот же.
непрерывна потому, что предел этой функции при
равен
, т. е. значению функции в точке 2, чего нельзя сказать про функцию номер 2.
можно заменить на
.
можно заменить другим числом
из ОДЗ и получить важные определения:
- Функцию
называют непрерывной в точке
, если выполняется соотношение

- Функцию
называют непрерывной на промежутке
, если она непрерывна в каждой точке этого промежутка.
Утверждение непрерывности функции
Если выражение
составлено из рациональных, иррациональных, тригонометрических выражений, то функция
непрерывна в любой точке, в которой определено выражение
, т. е.
![]()
Это утверждение позволяет определять, где данная функция непрерывна.
Теорема для вычисления пределов
Но каким образом вычислять пределы? Для этого существует теорема:
Если
,
, то:
– предел суммы
и
при
равен сумме пределов, т. е.
.
– предел произведения
и g при
равен произведению пределов, т. е.
.
– предел частного
при
, есть частное от пределов, т. е.
при
.
– предел произведения коэффициента
на функцию равен
умноженному на предел этой функции, т. е. постоянный множитель можно вынести за знак предела.
Пример 1, найти 
Найти
.
Во-первых, нужно взять предел от
и отнять предел
, во-вторых, в точке 1 функция непрерывна, значит, предел функции в этой точке равен значению функции при
, т. е. единицу подставляем, получаем:
![]()
Ответ: -1.
Пример 2, найти 
Найти
.
0 входит в область определения функции, значит, предел функции при
равен значению функции в точке 0, функция непрерывна в точке 0, т. е. подставляем 0 и получаем:
![]()
Ответ: 0.
Вывод
Мы познакомились с важными понятиями предела функции в точке, непрерывности функции в точке, привели примеры.
Список литературы
- Алгебра и начала анализа, 10 класс (в двух частях). Учебник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) под ред. А. Г. Мордковича. – М.: Мнемозина, 2009.
- Алгебра и начала анализа, 10 класс (в двух частях). Задачник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) под ред. А. Г. Мордковича. – М.: Мнемозина, 2007.
- Виленкин Н.Я., Ивашев-Мусатов О.С., Шварцбурд С.И. Алгебра и математический анализ для 10 класса (учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики). – М.: Просвещение, 1996.
- Галицкий М.Л., Мошкович М.М., Шварцбурд С.И. Углубленное изучение алгебры и математического анализа. – М.: Просвещение, 1997.
- Сборник задач по математике для поступающих во ВТУЗы (под ред. М.И. Сканави). – М.: Высшая школа, 1992.
- Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Алгебраический тренажер. – К.: А.С.К., 1997.
- Саакян С.М., Гольдман А.М., Денисов Д.В. Задачи по алгебре и началам анализа (пособие для учащихся 10 –11 классов общеобразов. учреждений). – М.: Просвещение, 2003.
- Карп А.П. Сборник задач по алгебре и началам анализа : учеб. пособие для 10 –11 кл. с углубл. изуч. математики. – М.: Просвещение, 2006.
Домашнее задание
- Найти
. - Вычислить
. - Вычислить
.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Интернет-портал 5klass.net (Источник).
- Интернет-портал Mathematics-repetition.com (Источник).
- Интернет-портал Mathematics-tests.com (Источник).