Математика
Тема 12: Производная. Профильный уровеньУрок 3: Предел функции
- Видео
- Тренажер
- Теория
Пример функции
Пусть задана функция и значение , значение аргумента. Что происходит с функцией, если ?
Рассмотрим функцию , за примем число 2, оно принадлежит области определения, т. е. , также известно, что .
Пусть , нам необходимо выяснить, что происходит с функцией и какова роль числа (рис. 1).
Понятие предела функции, выделение
Начнем с выделения ε-окрестности в точке , – это произвольное малое число, например , тогда , , имеем -окрестность для . Имеем горизонтальную полосу шириной , получаем точки и .
Значение достигается, когда , Значение достигается, когда .
меньше, чем , однако точка ближе к 2, значит, за мы выберем .
, так мы получили -окрестность для , получили точку (рис. 2).
– окрестность точки 2 выделяет такой кусок графика, который целиком расположен в горизонтальной полосе шириной .
Кривая находится внутри горизонтальной полосы – это означает, что как только попадет в δ-окрестность точки 2, попадет в -окрестность точки .
То есть y и точность приближения зависит от . может быть сколько угодно малым числом, главное, чтобы положительным, но при заданном можно найти такое , что как только попадет в δ-окрестность точки 2, попадет в -окрестность точки , именно этим обстоятельством нам важна .
при . Для любой узкой горизонтальной полосы вокруг точки найдется подходящая вертикальная полоса вокруг точки такая, что выделяет такой кусок графика, который целиком находится в горизонтальной полосе (рис. 3).
Число называется пределом функции при , если сказанное справедливо для любого положительного .
Записывается это следующим образом:
Если находится вблизи точки 2, то находится вблизи своего предела, вблизи точки .
Предел функции в точке
Была функция , мы умножим числитель на , и разделим числитель на , ясно, что в точке 2 функция не существует, распишем эту функцию:
Наша новая функция совпадает со старой функцией везде, кроме одной точки, нарисуем новый чертеж (рис. 4):
Важные отличия функций и
Важные отличия:
- .
- – предел равен .
- Непрерывна в точке .
- .
- – предел .
- Главное различие – это наличие разрыва в ОДЗ.
- Не является непрерывной в точке (рисунок 4).
Определения функции
Если первая функция существовала в точке 2, то вторая функция не существует в точке 2, а предел у них один и тот же. непрерывна потому, что предел этой функции при равен , т. е. значению функции в точке 2, чего нельзя сказать про функцию номер 2.
можно заменить на .
можно заменить другим числом из ОДЗ и получить важные определения:
- Функцию называют непрерывной в точке , если выполняется соотношение
- Функцию называют непрерывной на промежутке , если она непрерывна в каждой точке этого промежутка.
Утверждение непрерывности функции
Если выражение составлено из рациональных, иррациональных, тригонометрических выражений, то функция непрерывна в любой точке, в которой определено выражение , т. е.
Это утверждение позволяет определять, где данная функция непрерывна.
Теорема для вычисления пределов
Но каким образом вычислять пределы? Для этого существует теорема:
Если , , то:
- – предел суммы и при равен сумме пределов, т. е. .
- – предел произведения и g при равен произведению пределов, т. е..
- – предел частного при , есть частное от пределов, т. е. при .
- – предел произведения коэффициента на функцию равен умноженному на предел этой функции, т. е. постоянный множитель можно вынести за знак предела.
Пример 1, найти
Найти .
Во-первых, нужно взять предел от и отнять предел , во-вторых, в точке 1 функция непрерывна, значит, предел функции в этой точке равен значению функции при , т. е. единицу подставляем, получаем:
Ответ: -1.
Пример 2, найти
Найти .
0 входит в область определения функции, значит, предел функции при равен значению функции в точке 0, функция непрерывна в точке 0, т. е. подставляем 0 и получаем:
Ответ: 0.
Вывод
Мы познакомились с важными понятиями предела функции в точке, непрерывности функции в точке, привели примеры.
Список литературы
- Алгебра и начала анализа, 10 класс (в двух частях). Учебник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) под ред. А. Г. Мордковича. – М.: Мнемозина, 2009.
- Алгебра и начала анализа, 10 класс (в двух частях). Задачник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) под ред. А. Г. Мордковича. – М.: Мнемозина, 2007.
- Виленкин Н.Я., Ивашев-Мусатов О.С., Шварцбурд С.И. Алгебра и математический анализ для 10 класса (учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики). – М.: Просвещение, 1996.
- Галицкий М.Л., Мошкович М.М., Шварцбурд С.И. Углубленное изучение алгебры и математического анализа. – М.: Просвещение, 1997.
- Сборник задач по математике для поступающих во ВТУЗы (под ред. М.И. Сканави). – М.: Высшая школа, 1992.
- Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Алгебраический тренажер. – К.: А.С.К., 1997.
- Саакян С.М., Гольдман А.М., Денисов Д.В. Задачи по алгебре и началам анализа (пособие для учащихся 10 –11 классов общеобразов. учреждений). – М.: Просвещение, 2003.
- Карп А.П. Сборник задач по алгебре и началам анализа : учеб. пособие для 10 –11 кл. с углубл. изуч. математики. – М.: Просвещение, 2006.
Домашнее задание
- Найти .
- Вычислить .
- Вычислить .
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Интернет-портал 5klass.net (Источник).
- Интернет-портал Mathematics-repetition.com (Источник).
- Интернет-портал Mathematics-tests.com (Источник).