Математика
Тема 12: Производная. Профильный уровеньУрок 4: Определение производной, её физический и геометрический смысл. Алгоритм нахождения производной
- Видео
- Тренажер
- Теория
Тема: Производная
Урок: Определение производной, её физический и геометрический смысл. Алгоритм нахождения производной
1. Введение новых понятий
Рис. 1. График функции .
Рассмотрим функцию , ее график и дадим физическую интерпретацию.
Построим систему координат и кривую (см. рис.1), где
независимая переменная или аргумент (время),
– зависимая переменная или функция (расстояние),
– закон или правило, по которому каждому значению ставится в соответствие только одно значение .
Зафиксируем момент времени (см. рис.2). В этот момент времени можно вычислить по заданному закону , т.е. имеем точку . Эта точка показывает, что в данный момент времени , расстояние - . Дадим аргументу приращение , т.е. прошло некоторое время . Момент времени, который будет рассматриваться - это .
Рис. 2. Секущая к графику функции .
– приращение аргумента – это разность между новым значением аргумента и старым.
Итак, в новый момент времени, расстояние (от дома) - . Это расстояние можно вычислить по заданному закону, т.е. если подставить в функцию новое значение независимой переменной (аргумента), то можно вычислить новое значение функции. Так получилась точка . В результате получилась секущая , которая наклонена к оси под углом .
– секущая, – ее угол наклона. Этот угол, во – первых, в верхней полуплоскости и, во – вторых, с положительным направлением оси .
Рассмотрим треугольник (см. рис.3). Он прямоугольный. В этом треугольнике острый угол – это угол - угол наклона секущей. Один из катетов - это приращение аргумента, а второй катет – это разность между значением функции в новой точке и значением функции в старой точке.
Рис. 3. Приращение функции и приращение аргумента.
Величина называется – приращение функции и вычисляется как разность значений функции в новый момент времени минус значение функции в старый момент времени
.
2. Физический смысл отношения ∆f/∆x
Рассмотрим отношение , где – приращение функции, – приращение аргумента (см. рис.4).
Из физических соображений ясно, что отношение расстояния ко времени – это средняя скорость . В этом заключается физический смысл отношения .
Рис. 4. Физический и геометрический смысл отношения .
С другой стороны отношение катета к катету – это тангенс угла – тангенс угла наклона секущей, т.е. геометрический смысл отношения – это тангенс угла наклона секущей .
3. Определение производной
Пусть . Понятно, что и . Точка будет стремиться к точке , а положение секущей будет стремиться занять положение касательной в точке к кривой (см. рис.4). Имеем
Зафиксируем эту касательную, – угол наклона этой касательной. Если зафиксировать точку , то отношение зависит только от величины .
Если отношение при стремится к какому-то числу, то это число называется производной функции в точке и обозначается .
Определение. Производной функции в точке называется число, к которому стремится разностное соотношение при .
Определение производной с помощью пределов.
Предел при разностного отношения , если он существует, называется производной функции в точке и обозначается .
4. Геометрический и физический смысл производной
, где – мгновенная скорость в момент . В этом заключается физический смысл производной. Производная – это также тангенс угла наклона касательной , где - угол наклона касательной к кривой в точке с абсциссой .
5. Алгоритм нахождения производной
Для того чтобы найти нужно:
1) Задать приращение – это приращение аргумента и вычислить соответствующее приращение функции или .
2) Найти разностное соотношение , упростить его и сократить на .
3) Если отношение при стремится к какому-то числу, то это число будет .
6. Итог урока
Итак, на уроке было рассмотрено понятие производной. Для этого ввели два новых понятия: приращение аргумента и приращение функции. Также были рассмотрены события, когда приращение аргумента и приращение функции конкретные числа, тогда соотношение имеет смысл физический – это средняя скорость за время и геометрический смысл – это тангенс угла наклона секущей. Далее было рассмотрено, какие процессы происходят, когда . Если , тогда и , и секущая стремится занять положение касательной. Если разностное отношение при стремится к некоторому числу, то это число называется производной функции в точке . Физический смысл производной в момент – это мгновенная скорость в момент , а геометрический – это тангенс угла наклона касательной, которая проведена к кривой в точке с абсциссой . Рассмотрен алгоритм нахождения производной: нужно дать приращение аргументу и получить новую точку . Получили значение функции в новой точке и нашли приращение функции. Надо разделить на и упростить это отношение так, чтобы сократился , и то, что получится при стремлении к нулю будет называться производной функции в конкретной точке . Дальнейшее изложение зависит от вида функции, что и будет рассматриваться на следующем уроке.
Список рекомендованной литературы
1. Алгебра и начала анализа, 10 класс (в двух частях). Учебник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) под ред. А. Г. Мордковича. –М.: Мнемозина, 2009.
2. Алгебра и начала анализа, 10 класс (в двух частях). Задачник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) под ред. А. Г. Мордковича. –М.: Мнемозина, 2007.
3. Виленкин Н.Я., Ивашев-Мусатов О.С., Шварцбурд С.И. Алгебра и математический анализ для 10 класса (учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики).-М.: Просвещение, 1996.
4. Галицкий М.Л., Мошкович М.М., Шварцбурд С.И. Углубленное изучение алгебры и математического анализа.-М.: Просвещение, 1997.
5. Сборник задач по математике для поступающих во ВТУЗы (под ред. М.И.Сканави).-М.:Высшая школа, 1992.
6. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Алгебраический тренажер.-К.: А.С.К., 1997.
7. ЗвавичЛ.И., Шляпочник Л.Я., Чинкина Алгебра и начала анализа. 8-11 кл.: Пособие для школ и классов с углубленным изучением математики (дидактические материалы).-М.: Дрофа, 2002.
8. Саакян С.М., Гольдман А.М., Денисов Д.В. Задачи по алгебре и началам анализа (пособие для учащихся 10-11 классов общеобразов. учреждений).-М.: Просвещение, 2003.
9. Карп А.П. Сборник задач по алгебре и началам анализа : учеб. пособие для 10-11 кл. с углубл. изуч. математики.-М.: Просвещение, 2006.
10. Глейзер Г.И. История математики в школе. 9-10 классы (пособие для учителей).-М.: Просвещение, 1983
Дополнительные веб-ресурсы
1. Интернет-портал Mathematics.ru (Источник).
2. Портал Естественных Наук (Источник).
3. Интернет-портал Exponenta.ru (Источник).
Сделай дома
№ 39.40 (Алгебра и начала анализа, 10 класс (в двух частях). Задачник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) под ред. А. Г. Мордковича. –М.: Мнемозина, 2007.)