Математика
Тема 12: Производная. Профильный уровеньУрок 6: Таблица производных. Типовые задачи
- Теория
Таблица производных
Дифференцирование функций «с нуля», т. е. исходя из определения производной и теории пределов – вещи достаточно трудоёмкая. Поэтому математики вычислили производные элементарных функций. Получилась таблица производных, где всё уже готово.
Производные некоторых элементарных функций:
1. ![]()
2. ![]()
3. ![]()
4. ![]()
5. ![]()
6. ![]()
7. ![]()
8. ![]()
Доказательство формулы (√x)Ꞌ=1/(2√x)
Дано: ![]()
Доказать: ![]()
Доказательство
Изобразим график функции:
(см. Рис. 1). Зафиксируем точку
и приращение аргумента
. Получаем новое значение аргумента
и, соответственно, новое значение функции
. То есть при переходе от значения аргумента
к
значения функции изменяются соответственно от
до
. Значение функции в новой точке равно
.
Получили прямоугольный треугольник (выделен красным цветом), катетами которого являются два приращения – приращение аргумента (
) и приращение функции (
– разность между значением функции в новой точке и значением функции в старой точке).
![]()

Рис. 1. Иллюстрация к доказательству
Найдём отношение
:
![]()
Умножим числитель и знаменатель на выражение
:
![]()
В числителе получили выражение разности квадратов:
![]()
Следовательно:
![]()
Проанализируем данное выражение при
:
![]()
– произвольное допустимое число, поэтому:
![]()
Что и требовалось доказать.
Задача 1
Дано: ![]()
Найти: ![]()
Решение
1. Найдём производную в любой точке
:
![]()
2. Найдём производную в заданной точке:
![]()
Как известно, это значение является тангенсом угла наклона касательной к кривой
, проведённой в точке с абсциссой 4 (см. Рис. 2):
![]()

Рис. 2. Иллюстрация к задаче
Ответ: ![]()
Доказательство формулы (sinx )Ꞌ=cosx
Дано: ![]()
Доказать: ![]()
Доказательство
На рисунке 3 показано, каким образом ведёт себя функция
. Зафиксируем точку
и приращение аргумента
. Получаем новое значение аргумента (новую точку)
. При переходе от значения аргумента
к
значения функции изменяются соответственно от
до
.

Рис. 3. Иллюстрация к доказательству
Найдём отношение
:
![]()
Для упрощения этого выражения используем формулу разности синусов:
![]()
![]()

При
:
![]()

Объясним это, рассмотрев тригонометрический круг с радиусом 1 и угол, равный
(см. Рис. 4). Нам необходимо найти длину дуги
и длину хорды
.

Рис. 4. Иллюстрация к доказательству
Длина дуги равна произведению радиуса на центральный угол:
![]()
Радиус равен 1, поэтому длина дуги численно равна центральному углу, который равен
. Следовательно:
![]()
Хорда
состоит из двух катетов треугольников
и
, которые равны произведению гипотенузы (единица, так как это радиус) на синус противолежащего угла. Следовательно:
![]()
При
длина дуги стремится к длине хорды:
![]()
То есть при маленьком угле дуга и хорда по длине неразличимы.
Таким образом, домножив выражение
на 2, получаем выражение
, которое есть отношение длины хорды к длине дуги:

Но так как
, то:

Следовательно, при
:

Поэтому:
![]()
Что и требовалось доказать.
Задача 2
Дано: ![]()
Найти: ![]()
Решение
1. Найдём производную в любой точке
:
![]()
2. Найдём производную в заданной точке:
![]()
Ответ:
.
Задача 3
Дано: ![]()
Найти: тангенс угла наклона касательной к кривой
в точках: а)
; б)
; в)![]()
Решение
На рисунке 5 показана иллюстрация к задаче. Изображена синусоида, к точке кривой с абсциссой
проведена касательная, которая образует угол
с осью
. Тангенс данного угла необходимо найти. Также необходимо найти тангенс угла, который образовывается при пересечении оси абсцисс с касательной, проведённой к точке кривой с абсциссой 0 и
.

Рис. 5. Иллюстрация к задаче
Так как
, то:
![]()
а) Для точки
тангенс угла наклона касательной будет равен:
![]()
б) Для точки
тангенс угла наклона касательной будет равен:
![]()
Следовательно, прямая
, изображённая на рисунке 5, является касательной к синусоиде в точке 0.
в) Для точки
, тангенс угла наклона касательной будет равен:
![]()
Следовательно, в этом случае касательная параллельна оси
.
Ответ: а)
; б)
; в)
.
Список литературы
- Алгебра и начала анализа, 10 класс (в двух частях). Учебник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) под ред. А.Г. Мордковича. – М.: Мнемозина, 2009.
- Алгебра и начала анализа, 10 класс (в двух частях). Задачник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) под ред. А.Г. Мордковича. – М.: Мнемозина, 2007.
- Виленкин Н.Я., Ивашев-Мусатов О.С., Шварцбурд С.И. Алгебра и математический анализ для 10 класса (учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики) – М.: Просвещение, 1996.
- А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов, Ю.П. Дудницын и др. Алгебра и начала анализа. Учеб. для 10-11 кл. – М.: Просвещение, 1990.
Домашнее задание
- Задание 231, 232 (стр. 120) – А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов, Ю.П. Дудницын и др. Алгебра и начала анализа (см. список рекомендованной литературы) (Источник).
- Доказать формулу производной
. - Доказать формулу производной
. - Найти производную функции
.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Интернет-портал Webmath.ru (Источник).
- Интернет-портал Youtube.com (Источник).
- Интернет-портал Cleverstudents.ru (Источник).