Математика
Тема 12: Производная. Профильный уровеньУрок 6: Таблица производных. Типовые задачи
- Видео
- Тренажер
- Теория
Таблица производных
Дифференцирование функций «с нуля», т. е. исходя из определения производной и теории пределов – вещи достаточно трудоёмкая. Поэтому математики вычислили производные элементарных функций. Получилась таблица производных, где всё уже готово.
Производные некоторых элементарных функций:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Доказательство формулы (√x)Ꞌ=1/(2√x)
Дано:
Доказать:
Доказательство
Изобразим график функции: (см. Рис. 1). Зафиксируем точку и приращение аргумента . Получаем новое значение аргумента и, соответственно, новое значение функции . То есть при переходе от значения аргумента к значения функции изменяются соответственно от до . Значение функции в новой точке равно .
Получили прямоугольный треугольник (выделен красным цветом), катетами которого являются два приращения – приращение аргумента () и приращение функции (– разность между значением функции в новой точке и значением функции в старой точке).
Найдём отношение :
Умножим числитель и знаменатель на выражение :
В числителе получили выражение разности квадратов:
Следовательно:
Проанализируем данное выражение при :
– произвольное допустимое число, поэтому:
Что и требовалось доказать.
Задача 1
Дано:
Найти:
Решение
1. Найдём производную в любой точке :
2. Найдём производную в заданной точке:
Как известно, это значение является тангенсом угла наклона касательной к кривой , проведённой в точке с абсциссой 4 (см. Рис. 2):
Ответ:
Доказательство формулы (sinx )Ꞌ=cosx
Дано:
Доказать:
Доказательство
На рисунке 3 показано, каким образом ведёт себя функция . Зафиксируем точку и приращение аргумента . Получаем новое значение аргумента (новую точку) . При переходе от значения аргумента к значения функции изменяются соответственно от до .
Рис. 3. Иллюстрация к доказательству
Найдём отношение :
Для упрощения этого выражения используем формулу разности синусов:
При :
Объясним это, рассмотрев тригонометрический круг с радиусом 1 и угол, равный (см. Рис. 4). Нам необходимо найти длину дуги и длину хорды .
Длина дуги равна произведению радиуса на центральный угол:
Радиус равен 1, поэтому длина дуги численно равна центральному углу, который равен . Следовательно:
Хорда состоит из двух катетов треугольников и , которые равны произведению гипотенузы (единица, так как это радиус) на синус противолежащего угла. Следовательно:
При длина дуги стремится к длине хорды:
То есть при маленьком угле дуга и хорда по длине неразличимы.
Таким образом, домножив выражение на 2, получаем выражение , которое есть отношение длины хорды к длине дуги:
Но так как , то:
Следовательно, при :
Поэтому:
Что и требовалось доказать.
Задача 2
Дано:
Найти:
Решение
1. Найдём производную в любой точке :
2. Найдём производную в заданной точке:
Ответ: .
Задача 3
Дано:
Найти: тангенс угла наклона касательной к кривой в точках: а) ; б) ; в)
Решение
На рисунке 5 показана иллюстрация к задаче. Изображена синусоида, к точке кривой с абсциссой проведена касательная, которая образует угол с осью . Тангенс данного угла необходимо найти. Также необходимо найти тангенс угла, который образовывается при пересечении оси абсцисс с касательной, проведённой к точке кривой с абсциссой 0 и .
Так как , то:
а) Для точки тангенс угла наклона касательной будет равен:
б) Для точки тангенс угла наклона касательной будет равен:
Следовательно, прямая , изображённая на рисунке 5, является касательной к синусоиде в точке 0.
в) Для точки , тангенс угла наклона касательной будет равен:
Следовательно, в этом случае касательная параллельна оси .
Ответ: а) ; б) ; в) .
Список литературы
- Алгебра и начала анализа, 10 класс (в двух частях). Учебник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) под ред. А.Г. Мордковича. – М.: Мнемозина, 2009.
- Алгебра и начала анализа, 10 класс (в двух частях). Задачник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) под ред. А.Г. Мордковича. – М.: Мнемозина, 2007.
- Виленкин Н.Я., Ивашев-Мусатов О.С., Шварцбурд С.И. Алгебра и математический анализ для 10 класса (учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики) – М.: Просвещение, 1996.
- А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов, Ю.П. Дудницын и др. Алгебра и начала анализа. Учеб. для 10-11 кл. – М.: Просвещение, 1990.
Домашнее задание
- Задание 231, 232 (стр. 120) – А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов, Ю.П. Дудницын и др. Алгебра и начала анализа (см. список рекомендованной литературы) (Источник).
- Доказать формулу производной .
- Доказать формулу производной .
- Найти производную функции .
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Интернет-портал Webmath.ru (Источник).
- Интернет-портал Youtube.com (Источник).
- Интернет-портал Cleverstudents.ru (Источник).