Математика
Тема 12: Производная. Профильный уровеньУрок 9: Уравнение касательной к графику функции
- Теория
Тема: Производная
Урок: Уравнение касательной к графику функции
1. Уравнение касательной к графику функции
На предыдущих занятиях были рассмотрены задачи на технику дифференцирования. Это очень важные задачи, и нахождение производных необходимо в разных задачах, в том числе и в составлении уравнения касательной.
Построим кривую
(см. рис.1).

Рис. 1. График функции
.
Зафиксируем точку
. Если
, то значение функции равно
. Значит, имеем точку с координатами (
.
Задача: составить уравнение касательной. Более строгая формулировка – написать уравнение касательной к функции
в точке с абсциссой
, в которой
- существует.
Уравнение касательной – это прямая, которая задается формулой ![]()
Любая прямая, в том числе и касательная, определяется двумя числами:
и
. Исходя из геометрического смысла производной
(тангенс угла наклона касательной) – это есть угловой коэффициент
.
Параметр
найдем из условия, что касательная проходит через точку (
, то есть
.
.
Стало быть
.
Запишем уравнение касательной
.
Или,
.
Получили уравнение касательной к кривой
в точке с абсциссой
.
2. Смысл элементов уравнения касательной
Смысл каждого элемента, который входит в уравнение касательной.
1) (
– точка касания касательной и графика функции.
2)
- угловой коэффициент касательной к графику функции.
3)
– произвольная точка на касательной.
Очень много задач, когда задана точка, которая не лежит на графике функции, и через нее надо провести касательную к данной функции. Надо четко понимать, что
– это произвольная точка на касательной.
Итак, получили уравнение касательной, проанализировали смысл каждого элемента этой касательной, и теперь приведем пример, и на нем изложим методику построения касательной.
3. Алгоритм составления уравнения касательной к графику функции
Задача.
К кривой
в точке с абсциссой
провести касательную. Проиллюстрируем поиск касательной на рисунке (см. рис.2).

Рис. 2. Касательная к графику функции
.
Зафиксируем точку
. Значение функции в этой точке равно 1.
Алгоритм составления уравнения касательной к графику функции:
1) Найти
и точку касания.
- дано.Точка касания: (
;
.
2) Найти производную в любой точке
.
.
3) Найти значение производной в точке с абсциссой
.
.
4) Выписать и проанализировать уравнение касательной.
.
Упрощаем и получаем:
.
Ответ:
.
4. Сопутствующие задачи
Задача 1.
Пусть дано уравнение касательной
.
Найдите точки пересечения касательной с осями координат.
Если
, то
.
– это первая точка.
Если
, то
.
- вторая точка.
Итак, первая точка – это точка
с координатами
. Вторая точка – точка пересечения с осью
, точка
с координатами
(см. рис.3).

Рис.3. Точки пересечения касательной к графику функции
с осями координат. Задача 2.
Найти длину отрезка касательной, которая отсекается осями координат, то есть надо найти длину отрезка
.
Рассмотрим прямоугольный треугольник
(Рис. 3). Длина катета
равна 1. Длина катета
. Длину отрезка
из прямоугольного треугольника найдем по теореме Пифагора:

Задача 3.
Найти площадь треугольника, образованного касательной и осями координат. Ясно, что это площадь треугольника
(Рис. 3) - площадь треугольника, образованного касательной и осями координат.
![]()
Следующая задача для самостоятельного решения.
Найдите радиус окружности, вписанной в треугольник
. Радиус окружности, описанной около треугольника
.
5. Касательная к графику тригонометрической функции
Рассмотрим пример.
Дана функция
. Написать уравнение касательной к данной кривой в точке с данной абсциссой.
Рассмотрим графическую иллюстрацию (см. рис.4).

Рис. 4. Касательная к графику функции
.
Нахождение точки касания.
1.
Точка касания имеет координаты
.
2. Найти
.
3. Найти ![]()
И, последнее действие, – написать уравнение касательной.
4.
.
Упростим и получим
.
Заметим в точке
синусоида и касательная соприкасаются. В районе точки
синусоида и прямая почти не различаются.
6. Итог урока
Итак, мы вывели уравнение касательной. Рассмотрели все элементы этой касательной. Выяснили их смысл. Сформулировали одну из методик нахождения касательных в конкретных функциях, в конкретных точках и решили некоторые сопутствующие задачи.
Список рекомендованной литературы
1. Алгебра и начала анализа, 10 класс (в двух частях). Учебник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) под ред. А. Г. Мордковича. –М.: Мнемозина, 2009.
2. Алгебра и начала анализа, 10 класс (в двух частях). Задачник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) под ред. А. Г. Мордковича. –М.: Мнемозина, 2007.
3. Виленкин Н.Я., Ивашев-Мусатов О.С., Шварцбурд С.И. Алгебра и математический анализ для 10 класса (учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики).-М.: Просвещение, 1996.
4. Галицкий М.Л., Мошкович М.М., Шварцбурд С.И. Углубленное изучение алгебры и математического анализа.-М.: Просвещение, 1997.
5. Сборник задач по математике для поступающих во ВТУЗы (под ред. М.И.Сканави).-М.:Высшая школа, 1992.
6. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Алгебраический тренажер.-К.: А.С.К., 1997.
7. ЗвавичЛ.И., Шляпочник Л.Я., Чинкина Алгебра и начала анализа. 8-11 кл.: Пособие для школ и классов с углубленным изучением математики (дидактические материалы).-М.: Дрофа, 2002.
8. Саакян С.М., Гольдман А.М., Денисов Д.В. Задачи по алгебре и началам анализа (пособие для учащихся 10-11 классов общеобразов. учреждений).-М.: Просвещение, 2003.
9. Карп А.П. Сборник задач по алгебре и началам анализа : учеб. пособие для 10-11 кл. с углубл. изуч. математики.-М.: Просвещение, 2006.
10. Глейзер Г.И. История математики в школе. 9-10 классы (пособие для учителей).-М.: Просвещение, 1983
Дополнительные веб-ресурсы
1. Интернет-портал Mathematics.ru (Источник).
2. Портал Естественных Наук (Источник).
3. Интернет-портал Exponenta.ru (Источник).
Сделай дома
№ 43.22, 43.25 (Алгебра и начала анализа, 10 класс (в двух частях). Задачник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) под ред. А. Г. Мордковича. –М.: Мнемозина, 2007.)