Математика
Тема 12: Производная. Профильный уровеньУрок 18: Планиметрические задачи на экстремум
- Видео
- Тренажер
- Теория
Задача 1
Пример
Задан прямоугольник с периметром 56 см. Каковы должны быть его стороны, чтобы площадь была наибольшей?
Решение
Обозначим одну из сторон за , тогда вторая сторона:
Площадь такого прямоугольника составит:
Требуется найти максимум функции .
Это квадратичная функция, ее график – парабола, ветви которой направлены вниз, см. рис. 1.
Множество значений данной функции есть отрицательно направленный луч. Очевидно, что максимума он достигает в своей вершине:
Можно также использовать для решения дифференцирование. Найдем производную:
Определим критические точки:
Так, – точка экстремума, слева от нее производная положительна, а справа –отрицательна, см. рис. 2.
Очевидно, что – точка максимума. В таком случае площадь прямоугольника максимальна, когда его стороны равны 14 см, то есть когда он является квадратом.
Ответ: площадь максимальна, когда стороны прямоугольника равны 14 см.
Алгоритм нахождения максимального значения площади с заданными параметрами
- Выразить площадь через функцию.
- Вывести зависимость между переменными и получить функцию от одной переменной.
- Найти производную этой функции.
- С помощью производной найти точку экстремума функции на заданном промежутке.
Задача 2
Пример
Площадь прямоугольника составляет . Каковы должны быть размеры этого прямоугольника, чтобы периметр был минимальным?
Решение
Пусть стороны прямоугольника , . Тогда:
Периметр такого прямоугольника составит:
Требуется найти минимум данной функции. Найдем производную:
Найдем точки экстремума:
Очевидно, что , поэтому нас интересует только точка . Слева от нее производная отрицательна, а справа положительна, см. рис. 3.
Так, точка минимума.
Ответ: чтобы периметр прямоугольника был минимальным, его стороны должны составить 4 см.
Алгоритм решения задачи аналогичен предыдущему случаю.
Задача
Задача
В окружность радиуса вписана трапеция , основание которой является диаметром окружности (см. рис. 4). Найти наибольшую площадь трапеции.
Решение
Здесь около трапеции описана окружность, а значит, трапеция равнобедренная. Это следует, например, из наличия оси симметрии, которая проходит через середины оснований.
Чтобы полностью задать трапецию, необходимо выразить еще хотя бы один ее элемент – большее основание трапеции по условию равно .
Пусть основания трапеции , (см. рис. 5). Тогда ее площадь:
Средняя линия трапеции, согласно свойствам, равна отрезку . Угол прямой, т. к. опирается на диаметр окружности. Выразим необходимые элементы через радиус окружности и угол :
Тогда искомая площадь:
Итак, требуется найти наибольшее значение функции на отрезке .
Найдем производную:
Найдем точки экстремума. Поскольку перед скобкой стоит постоянный ненулевой множитель, его можно не учитывать:
Отрицательное значение косинуса нам не подходит, т. к. угол – острый угол трапеции.
Так, точки экстремума: ; .
Вычислим значение функции в критических точках и на концах отрезка:
Ответ: .
Комментарий: решение задачи станет проще, если выбрать переменной функции площади центральный угол (см. рис. 6).
Тогда имеем: ; ; , .
Тогда искомая площадь:
Найдем производную, не учитывая постоянный численный множитель:
Найдем точки экстремума:
Второе решение не подходит, т. к. угол острый.
Далее аналогично первому случаю нужно сравнить значения функции на концах отрезка и в точке экстремума.
Ответ вторым способом получаем такой же ответ, как и в первом случае.
Вывод
Итак, мы рассмотрели применение производной для решения планиметрических задач, связанных с площадью и периметром.
Список литературы
- Алгебра и начала анализа, 10 класс (в двух частях). Учебник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) под ред. А.Г. Мордковича. – М.: Мнемозина, 2009.
- Алгебра и начала анализа, 10 класс (в двух частях). Задачник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) под ред. А.Г. Мордковича. – М.: Мнемозина, 2007.
- Виленкин Н.Я., Ивашев-Мусатов О.С., Шварцбурд С.И. Алгебра и математический анализ для 10 класса (учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики). – М.: Просвещение, 1996.
- Галицкий М.Л., Мошкович М.М., Шварцбурд С.И. Углубленное изучение алгебры и математического анализа. – М.: Просвещение, 1997.
- Сборник задач по математике для поступающих во ВТУЗы (под ред. М.И. Сканави). – М.: Высшая школа, 1992.
- Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Алгебраический тренажер. – К.: А.С.К., 1997.
- Звавич Л.И., Шляпочник Л.Я., Чинкина Алгебра и начала анализа. 8-11 кл.: Пособие для школ и классов с углубленным изучением математики (дидактические материалы). – М.: Дрофа, 2002.
- Саакян С.М., Гольдман А.М., Денисов Д.В. Задачи по алгебре и началам анализа (пособие для учащихся 10-11 классов общеобразов. учреждений). – М.: Просвещение, 2003.
- Карп А.П. Сборник задач по алгебре и началам анализа : учеб. пособие для 10-11 кл. с углубл. изуч. математики. – М.: Просвещение, 2006.
- Глейзер Г.И. История математики в школе. 9-10 классы (пособие для учителей). – М.: Просвещение, 1983.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Домашнее задание
- Фермеру нужно огородить прямоугольный участок земли максимальной площади. Каковы должны быть размеры участка, если он купил 120 метров проволоки?
- Найти максимальную площадь равнобедренного треугольника периметром 20 см.
- Найти максимальный периметр прямоугольного треугольника площадью 50.