Математика

Тема 10: Показательная и логарифмическая функции. Профильный уровень

Урок 5: Показательные неравенства. Более сложные случаи

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

1. Определение и свойства показательной функции, методика решения простейших показательных уравнений

 

Решение более сложных показательных неравенств заключается, как правило, в их сведении к более простым, или, как говорят, простейшим показательным неравенствам. Простейшие показательные неравенства решаются, в свою очередь, на основе свойств показательной функции.

 

Напомним определение и основные свойства показательной функции. Именно на свойствах базируется решение всех показательных уравнений и неравенств.

Показательная функция – это функция вида , где основание степени  и

Рис. 1. График показательной функции

На графике показаны возрастающая и убывающая экспоненты, иллюстрирующие показательную функцию при основании, большем единицы и меньшем единицы, но большем нуля соответственно.

Свойства показательной функции:

Область определения: ;

Область значений: ;

Функция монотонна, при  возрастает (большему значению аргумента соответствует большее значение функции, ), при  убывает (большему значению аргумента соответствует меньшее значение функции, );  – любые числа.

Монотонная функция принимает каждое свое значение при единственном значении аргумента.

При  , когда аргумент возрастает от минус до плюс бесконечности, функция возрастает от нуля не включительно до плюс бесконечности. При  , наоборот, когда аргумент возрастает от минус до плюс бесконечности, функция убывает от бесконечности до нуля не включительно.

 

2. Решение типовых неравенств

 

 

Методика решения подобных неравенств:

 

Уравнять основания степеней;

Сравнить показатели, сохранив или изменив знак неравенства.

Пример 1:

Преобразуем неравенство, пользуясь свойствами степени:

Введем замену. Пусть , тогда

Получаем:

Умножим на два:

Переносим все в левую сторону:

Имеем систему:

Получим квадратное уравнение и найдем его корни:

Решим методом интервалов.

Рис. 2. Метод интервалов

Вернемся к исходным обозначениям:

Ответ:

Пример 2:

Пользуясь свойствами степени, получаем:

Введем замену. Пусть , тогда . Получаем:

Для квадратного уравнения  любым способом получаем корни,

Решаем методом интервалов:

Рис. 3. Метод интервалов

Вернемся к исходным обозначениям:

Ответ:

Рассмотрим новый вид неравенств.

 

3. Методика решения однородных показательных неравенств второй степени

 

 

Мы рассматривали случай, когда левая часть заданного выражения равна нулю, и изучили методику решения таких уравнений. Теперь нас интересуют неравенства. Укажем некоторое ограничение: .

 

Метод решения такого вида неравенств базируется на свойствах выражения, стоящего в левой его части. Данное выражение можно рассматривать как квадратный трехчлен относительно f с параметром g или квадратный трехчлен относительно g с параметром f.

Метод решения таков: нужно рассмотреть два случая:

, подставить данное выражение в исходное неравенство, получаем ,  и решаем полученное простое неравенство.

, имеем право все неравенство разделить на положительное выражение . Получим . Далее вводим замену переменных  и переходим к квадратному неравенству.

Пример 3:

Перенесем все члены в левую сторону:

В данном случае несложно выделить функции f и g.

Согласно свойствам степени имеем:

Поскольку показательная функция при любых значениях аргумента принимает строго положительные значения, имеем право сразу выполнить деление:

Получаем:

Вводим замену:

Имеем квадратное неравенство:

Ветви параболы направлены вверх, корни уравнения , решение неравенства находится в интервале между корней. Имеем систему:

Покажем решение на рисунке 7.4:

Рис. 4. Иллюстрация к примеру 3

Итак, получили интервал значений у: . Вернемся к исходным переменным:

 (т. к. показательная функция при любых значениях аргумента принимает строго положительные значения)

 (знак неравенства изменили, т. к. основание степени меньше единицы)

Ответ:

 

4. Решение типовых неравенств

 

 

Пример 4:

 

Преобразуем согласно свойствам степени:

В данном случае несложно выделить функции f и g.

Аналогично предыдущему примеру, выполним деление:

Вводим замену:

Имеем квадратное неравенство:

Ветви параболы направлены вверх, корни уравнения , решение неравенства находится в интервале вне корней. Имеем систему:

Покажем решение на рисунке 7.5:

Рис. 5. Иллюстрация к примеру 4

Итак, получили интервал значений у: . Вернемся к исходным переменным:

 (знак неравенства изменили, т. к. основание степени меньше единицы)

Ответ:

Пример 5:

Перенесем все в левую часть:

Преобразуем согласно свойствам степени:

Вынесем за скобки :

Упростим выражение в скобках – приведем дроби к общему знаменателю и выполним вычитание:

Имеем право домножить все неравенство на 6, т. к. это положительное число:

Кроме того, имеем право сократить неравенство на , т. к. показательная функция принимает всегда строго положительные значения, но важно при этом не забыть про ОДЗ, т. к.  существует только при неотрицательных х. Таким образом, имеем систему:

Очевидно, что при  знаменатель дроби положителен, отсюда имеем, что для выполнения второго неравенства необходимо

Ответ:

Итак, мы рассмотрели решение различных типовых показательных неравенств более сложного уровня. Далее мы подведем итоги изучения показательной функции.

 

Список литературы

  1. Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа. – М.: Мнемозина.
  2. Муравин Г.К., Муравина О.В. Алгебра и начала математического анализа. – М.: Дрофа.
  3. Колмогоров А.Н., Абрамов А.М., Дудницын Ю.П. и др. Алгебра и начала математического анализа. – М.: Просвещение.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Math.md (Источник).
  2. Mathematics-repetition.com (Источник).
  3. Diffur.kemsu.ru (Источник).

 

Домашнее задание

1. Алгебра и начала анализа, 10–11 класс (А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов, Ю.П. Дудницын) 1990, № 474, 475;

2. Решить неравенство:

3. Решить неравенство:

 

Видеоурок: Показательные неравенства. Более сложные случаи по предмету Алгебра за 11 класс.