Математика
Тема 12: Отношения и пропорции. Профильный уровеньУрок 7: Масштаб (Вольфсон Г.И.)
- Видео
- Тренажер
- Теория
Тема: Отношения и пропорции
Урок: Масштаб
1. Масштаб. Иллюстрирующий пример и определение
Рассматривая любую географическую карту, мы обязательно увидим на ней частное двух чисел. Например, отношение . Карта – это уменьшенное изображение участка земной поверхности. Во сколько раз были уменьшены реальные расстояния, указывают на карте, записывая отношение, называемое масштабом.
Данный масштаб означает, что 1 см на карте соответствует отрезок в 100 000 см на местности. Если перевести 100 000 см в более крупные единицы длины, то получим, что
1 см соответствует 1 км.
Действительно, мы знаем, что в 1 м – 100 см. Значит, 100 000 см – это 1000 м, а 1000 м – это и есть 1 км.
Сформулируем определение.
2. Задача 1. По длине отрезка на карте найти его длину на местности
Длина отрезка на карте – 3 см. Найти длину соответствующего отрезка на местности, если масштаб карты .
Решение.
Обозначим за неизвестное.
Тогда отношение длины отрезка на карте к длине отрезка на местности:
Оно равно масштабу карты:
Запишем равенство:
Перед нами пропорция. Найдем ее неизвестный средний член, используя основное свойство пропорции.
Значит, длина соответствующего отрезка на местности – 3 000 000 см. Переведем это число в более крупные единицы длины. Получим 30 км.
Ответ: 30 км.
3. Задача 2. По длине отрезка на местности найти его длину на карте
Расстояние между поселками на местности – 4,5 км. Чему равна длина соответствующего отрезка на карте, сделанной в масштабе ?
Решение.
Переведем сначала 4,5 км в сантиметры.
Обозначим длину отрезка на карте буквой . Составим пропорцию.
Слева от знака равенства – отношение длины отрезка на карте к расстоянию между поселками, а справа – масштаб. Используя основное свойство пропорции, получим:
Итак, длина отрезка на карте – 4,5 см.
Ответ: 4,5 см.
4. Задача 3
Масштаб используют не только для описания географических карт. Его используют для любых уменьшенных по сравнению с реальностью изображений и моделей, например, для описания чертежей. Решим задачу.
Длина детали на чертеже, сделанном в масштабе , равна 7,2 см. чему будет равна длина этой же детали на другом чертеже, сделанном в масштабе ?
Решение.
Узнаем, чему равна длина детали в реальности. Обозначим эту длину за и составим пропорцию.
Слева от знака равенства – отношение длины детали на чертеже к длине детали в реальности, а справа – масштаб. Решим пропорцию.
Значит, длина детали – 36 см. Теперь ответим на поставленный в задаче вопрос. Обозначим буквой y (см) длину детали на новом чертеже. Составим и решим пропорцию.
Значит, на втором чертеже длина детали – 12 см.
Ответ: 12 см.
5. Заключение
Список литературы
- Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С. и др. Математика 6. – М.: Мнемозина, 2012.
- Мерзляк А.Г., Полонский В.В., Якир М.С. Математика 6 класс. – Гимназия, 2006.
- Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. – Просвещение, 1989.
- Рурукин А.Н., Чайковский И.В. Задания по курсу математика 5-6 класс. – ЗШ МИФИ, 2011.
- Рурукин А.Н., Сочилов С.В., Чайковский К.Г. Математика 5-6. Пособие для учащихся 6-х классов заочной школы МИФИ. – ЗШ МИФИ, 2011.
- Шеврин Л.Н., Гейн А.Г., Коряков И.О. и др. Математика: Учебник-собеседник для 5-6 классов средней школы. Библиотека учителя математики. – Просвещение, 1989.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Домашнее задание
- Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С. и др. Математика 6. – М.: Мнемозина, 2012. (ссылка см. 1.2)
- Домашнее задание: №824, №840, №844
- Другие задания: №846, №838 (а)