Математика
Тема 11: Многочлены: арифметические операции и разложение. Профильный уровеньУрок 1: Многочлены
- Теория
Многочлены стандартного вида
На прошлом уроке мы ввели новую конструкцию: многочлен – сумма одночленов.
Например,
![]()
![]()
Зачем нужны многочлены
Мобильный телефон – очень удобное и полезное устройство. С его помощью можно не только звонить и писать СМС, но и сидеть в интернете, социальных сетях, играть в разные игры. В общем, скучным и бесполезным его точно не назовёшь.
А видели ли вы, как производят телефоны? Большой завод, на котором штампуются разные непонятные микросхемы, пластмассовые детали, затем всё это соединяется. В целом и общем – рутинное, однотипное занятие, не всегда даже понятно, зачем та или иная деталь нужна, как она помогает телефону выполнять свои функции.
И это касается не только телефонов. Почти любой полезный результат, который мы наблюдаем, скрывает за собой много рутинной работы. Фигуристы, чтобы показать 5 минут красивой программы, ежедневно по несколько десятков раз выполняют одни и те же упражнения и т. д.
В математике всё то же самое. Мы знаем, что с помощью уравнений можно решить большое количество прикладных задач. Значит, научиться решать уравнения полезно. Но для того чтобы научиться их решать, нужно уметь преобразовывать выражения. А для этого, в частности, нужно уметь работать с разными выражениями, например многочленами.
Терминология
Мы говорим: «многоэтажный дом», потому что в нём «много этажей». Аналогично многочлен – это «много членов».
Например, членами многочлена
являются
и
.
В данном примере два одночлена, в таких случаях многочлен называют двучленом. Если их три – то трехчленом (например,
).
Обратите внимание, что, когда мы называли члены многочлена, мы назвали именно
, а не
. Поскольку многочлен – это СУММА одночленов, то знак минус относится к числовому коэффициенту одночлена:
.
Для наглядности можно воспользоваться эквивалентной записью этого же многочлена:
![]()
Для удобства классификации одночлены («сумма одного члена») также относят к многочленам. И в этом нет ничего странного. Например, в кафе столик для официанта занят независимо от того, сидит за ним 1 человек или 10. Или заказ для таксиста: не важно, сколько поедут человек: 1, 2, 3 или 4.
Таким образом, для описания структуры многочленов можно использовать следующую иллюстрацию:

Рис. 1. Структура многочленов
В зависимости от задачи число 3 можно представлять различными способами:
![]()
Но работать с числами, которые записаны по-разному, неудобно. Поэтому запись в десятичной системе счисления принято считать стандартной (для такой записи есть алгоритмы выполнения арифметических операций, можно сравнивать числа друг с другом и т. д.).
Мы уже вводили стандартный вид для одночленов. Естественно ввести такой стандарт и для многочленов.
Многочлен
можно записать разными способами:![]()
Нужно выбрать такой способ записи, чтобы было удобно выполнять различные арифметические операции с многочленами.
Многочлен может содержать в себе подобные одночлены. На прошлом уроке мы уже научились складывать подобные одночлены, поэтому естественно, когда они встречаются в многочлене, их сложить, тем самым упростив многочлен:
![]()
Если в многочлене привести (т. е. сложить) все подобные одночлены, а также записать их в стандартном виде, то мы получим многочлен стандартного вида.
Многочлен, который состоит из одночленов стандартного вида, среди которых нет подобных, называют многочленом стандартного вида.
Например,
![]()
![]()
![]()
Зачем тренировать технику?
На самом деле, ничего сложного в работе с многочленами (приведение к стандартному виду, арифметические операции с многочленами) нет.
Алгоритмы действий (которые мы в дальнейшем изучим и потренируемся применять) легко программируются, поэтому сегодня всю техническую работу можно поручить компьютеру.
Но мы отрабатываем навыки работы с различными выражениями, чтобы в дальнейшем применять их для решения, например, уравнений, которые возникают при работе над различными прикладными задачами.
Пример 1.
Выбрать среди многочленов те, которые записаны в стандартном виде:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
– в многочлене содержится одночлен
, записанный не в стандартном виде;
– в многочлене содержится одночлен
, записанный не в стандартном виде;
– в многочлене содержится одночлен
, записанный не в стандартном виде;
– в многочлене не все одночлены подобного вида приведены (а именно
);
– в многочлене не все одночлены подобного вида приведены (а именно
).
Таким образом, многочленами стандартного вида являются:
![]()
![]()
![]()
![]()
Ответ:
.
Пример 2.
Привести многочлены к стандартному виду:
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Ответ:
.
Итак, мы ввели новый объект – многочлены. Научимся с ними работать, т. е. выполнять арифметические действия.
Степень многочлена
Числа 354 и 755 похожи: в них по три цифры. А вот числа 14 592 и 12 различаются: в одном 5 цифр, в другом – 2. Т. е. числа можно классифицировать по количеству цифр, в них входящих.
Для многочленов, записанных в стандартном виде, можно ввести подобную классификацию – по степени старшего слагаемого. Для этого вводят понятие степени.
Степенью многочлена стандартного вида называют наибольшую из степеней одночленов, из которых этот многочлен состоит.
Многочлены, которые тождественно равны 0, называют ноль-многочленами.
Например:
![]()
![]()
У таких многочленов степени нет.
Пример 1.
Определить степень многочленов:
– многочлен второй степени, т. к. степень одночлена
– вторая, а
– нулевая;
– многочлен шестой степени, поскольку степень одночлена – это сумма показателей всех переменных, которые в него входят:
;
– многочлен нулевой степени;
– нет степени.
Ответ: 2; 6; 0; нет степени.
Почему говорят именно о степени многочлена стандартного вида?
– это многочлен первой степени, а
– ?
Если бы в определении степени многочлена не было слова «стандартный», то ответ был бы 2. Но понятно, что оба этих многочлена эквивалентны, поэтому степень у них должна быть одинакова:
![]()
Поэтому говорят именно о степени многочлена стандартного вида (и это ещё один пример пользы введения стандартного вида многочлена).
Как раскрыть скобки, перед которыми стоит минус?
Вова, Володя, Владимир – разные записи одного и того же имени.
– это сокращённая запись выражения
.
Тогда запись
– сокращённая запись выражения
.
Такое умножение мы можем выполнить, пользуясь распределительным законом:
![]()
Т. е. мы получим:
![]()
Так можно поступать при раскрытии любых скобок, перед которыми стоит знак минус. Кроме того, можно заметить и запомнить, что в таком случае нужно поменять знак перед каждым слагаемым.
Сложение и вычитание многочленов
Потренируемся складывать и вычитать многочлены (эти операции сводятся к сложению и вычитанию одночленов, а это мы делать уже умеем):
Пример 3.
Упростить выражения:
![]()
![]()
![]()
![]()
Вспомним, что если перед скобками стоит знак «+», то скобки просто можно опустить, а если знак «-», то все слагаемые в скобках меняют свой знак на противоположный.
Раскроем скобки и приведем подобные слагаемые:
![]()
![]()
![]()
![]()
Ответ:
.
Умножение многочленов
Запишем распределительный закон:
![]()
Пример 4.
Упростить выражения:
![]()
![]()
![]()
Используем распределительный закон.
Пусть
, тогда
:

![]()
![]()
Ответ:
.
Еще раз проанализируем действия, которые мы выполняем на примере
:
![]()
В полученном многочлене содержатся произведения каждого члена первого многочлена на каждый член второго.
Обобщим: чтобы умножить два многочлена, нужно каждый член одного многочлена умножить на каждый член другого многочлена, а полученные произведения сложить:
![]()
Пример 5.
Упростить выражение:

Ответ:
.
Деление многочленов
Деление многочлена на многочлен производится по тому же принципу, как и деление чисел – столбиком (уголком) – это подбор. Только подбор алгоритмизируемый. В частности, для деления многочленов нам пригодится понятие степени многочлена, которое мы вводили.
Пример 1.
Выполнить деление:
![]()
Заметим, что:
![]()
Запишем в столбик:

Обратите внимание: у нас получился остаток, степень которого меньше степени делителя. В этом случае деление прекращается. Вспомните, что аналогично мы поступали при делении чисел в столбик: деление с остатком прекращалось, как только остаток становился меньше делителя.
Таким образом,
![]()
Ответ:
.
Могут ли многочлены делиться друг на друга нацело? В нашем примере получилось деление с остатком:
![]()
Но бывает и так, что многочлены делятся нацело.
Пример 2.
Выполнить деление:
![]()
Заметим, что:
![]()

Проверка:
![]()
Ответ:
.
Заключение
На этом уроке мы рассмотрели новый объект – многочлены. Также мы научились работать с ними, а именно складывать, вычитать и умножать многочлены. Для сложения и вычитания нам достаточно навыков работы с одночленами, а для умножения многочленов необходимо использовать распределительный закон
.
Список литературы
- Никольский С. М., Решетников Н. Н., Потапов М. К., Шевкин А. В. Алгебра. 7 класс. Учебник. – ФГОС, издательство «Просвещение», 2017.
- Дорофеев Г. В., Суворова С. Б., Бунимович Е. А. Алгебра. 7 класс. Учебник. – Издательство «Просвещение», 2014.
- Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г., Нешков К. И., Суворова С. Б. Алгебра. 7 класс. Учебник. – Издательство «Просвещение», 2013.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Интернет-портал «yaklass.ru» (Источник)
- Интернет-портал «school-assistant.ru» (Источник)
- Интернет-портал «ru.wikipedia.org» (Источник)
Домашнее задание
1. Определить степень многочлена и найти его значение при
:
![]()
2. Преобразовать выражение в многочлен стандартного вида:
![]()
3. Преобразовать произведение многочленов в многочлен стандартного вида:
![]()