Математика
Тема 11: Многочлены: арифметические операции и разложение. Профильный уровеньУрок 2: Степень как частный случай многочлена
- Видео
- Тренажер
- Теория
Формулировка основных определений
Определение: многочленом называют сумму одночленов. Напомним, что одночлен есть произведение степеней и чисел.
Пример 1:
;
Комментарий: дана алгебраическая сумма одночленов, алгебраическая подразумевает, что есть как сложение, так и вычитание.
Пример 2:
;
Комментарий: задан также многочлен, но он состоит из двух членов, а потому чаще называется двучленом.
Пример 3:
;
Для того, чтобы овладеть техникой работы с многочленами и научится выполнять основные операции над ними, необходимо повторить определения, свойства и действия, касающиеся степеней и одночленов.
Начнем со степеней и дадим определение степени:
- степень с натуральным показателем, здесь а – основание степени, n – показатель степени; n штук
кроме того, напомним, что:
и ;
Значения степеней часто встречающихся чисел
Вспомним значение часто встречающихся степеней:
– единица, возведенная в любую натуральную степень, равна единице;
– ноль, возведенный в любую натуральную степень, равен нулю;
Символ не имеет смысла.
Определение понятия натурального числа
Напомним, что натуральными называются числа, используемые для счета, то есть N=.
Основные теоремы о действиях со степенями и следствия из них
Основные теоремы о действиях со степенями:
1) ;
Для того, чтобы умножить степени с одинаковым основанием, нужно сложить их показатели, основание оставить тем же самым.
Пример: ;
2) ;
Можно разделить степени с одинаковым основанием, для этого их показатели нужно вычесть, а основание оставить тем же самым;
3) ;
Для того, чтобы степень возвести в степень, нужно перемножить показатели степени, основание оставить без изменений.
4) ;
При умножении степеней с одинаковым показателем, нужно перемножить основания и возвести результат в исходную степень;
Пример: ;
5) ;
Чтобы разделить степени с одинаковыми показателями, нужно разделить основания и возвести результат в исходную степень;
Рассмотрим некоторые следствия:
1) – обобщение теоремы о возведении степени в степень;
Пример: ;
2) ;
Решение примера на основные теоремы
Рассмотрим примеры:
Пример 1 - упростить:
;
Комментарий: данный пример выполняется согласно вышеописанным правилам, а именно: при возведении в степень, показатели перемножаются, при умножении степеней с одинаковым основание показатели складываются, а при делении – вычитаются.
Решение уравнения со степенями
Пример 2 – решить уравнение:
;
;
;
;
Комментарий: чтобы решить данное уравнение, нужно произвести ряд действий со степенями аналогично предыдущему примеру, а после решить элементарное уравнение.
Вывод: в данном уроке были вспомнены теоретические основы работы со степенями и выполнены примеры для наработки практических навыков.
Список рекомендованной литературы
1. Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др. Алгебра 7. 6 издание. М.: Просвещение. 2010 г.
2. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Алгебра 7. М.: ВЕНТАНА-ГРАФ
3. Колягин Ю.М., Ткачёва М.В., Фёдорова Н.Е. и др. Алгебра 7 .М.: Просвещение. 2006 г.
Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет
1. Школьный помощник (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
Задание 1 - вычислить: Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Алгебра 7, №155, ст.40
Задание 2 – возвести в степень: Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Алгебра 7, №212, ст.50
Задание 3 – упростить: Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др. Алгебра 7, №549, ст.157