Математика
Тема 14: Соотношения между сторонами и углами треугольников. Профильный уровеньУрок 14: Решение более сложных задач на построение
- Видео
- Тренажер
- Теория
Введение
Все задачи на построение решаются с помощью двух инструментов – линейки и циркуля, тремя разрешенными операциями.
1. с помощью прямой
2. с помощью прямой через две заданные точки
3. с помощью окружности заданного радиуса
с центром в заданной точке
Решить задачу на построение – означает определить конечную последовательность выполнения указанных операций для получения требуемой фигуры.
Задача №351. Условие задачи
(Учебник: Геометрия. 7–9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.]. – 20-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 384 с.: ил.)
Условие:
Постройте треугольник по двум сторонам и высоте к третьей стороне.
Дано:
Даны три отрезка М1N1, М2N2, М3N3, (рис. 1). Требуется построить такой треугольник АВС, у которого две стороны, скажем AB и АС, равны соответственно данным отрезкам М1N1, М2N2,а высота АН равна отрезку М3N3.
Анализ задачи:
Треугольник АНВ прямоугольный, его можно построить по катету и гипотенузе, треугольник АНС также прямоугольный, его тоже можно построить, в результате получим искомый треугольник АВС.
Построение треугольника
Строим прямоугольный треугольник АНВ, у которого сторона АВ равна отрезку М1N1, а высота АН равна данному отрезку М3N3. На рисунке 2 изображен построенный треугольник АНВ. Затем проводим окружность радиуса M2N2 с центром в точке А. Одну из точек пересечения этой окружности с прямой ВН обозначим буквой С. Проведя отрезки ВС и АС, получим искомый треугольник ABC (рис. 3).
Выявляем случаи, когда задача не имеет решение
1. М1N1≤ М3N3 или М2N2≤ М3N3 – наклонные не могут быть меньше перпендикуляра(АВ – наклонная; АН – перпендикуляр АВ≥АН);
2. М1N1= М2N2= М3N3 – треугольник превращается в отрезок.
Случаи, когда задача имеет решение
1. М1N1= М2N2 > М3N3 –задача имеет единственное решение, треугольник равнобедренный (рис. 4).
2. М1N1= М3N3 < М2N2 – задача имеет единственное решение: в этом случае сторона АС совпадает с высотой АН и искомый треугольник является прямоугольным (рис. 5).
3. М1N1> М3N3;
М2N2> М3N3;
М1N1≠ М2N2.
Берем произвольную прямую а, отметим на ней точку Н, поставим перпендикуляр и отложим отрезок АН=М3Н3. В результате получим точку А (рис. 6). Проведем окружность с центром в точке А и радиусом М1N1, получим две точки пересечения с прямой (рис. 7).
Проведем окружность большего радиуса с центром в точке А и радиусом М2N2, получим снова две точки пересечения с прямой. Две построенные окружности на прямой высекут четыре точки В, В1, С, С1(рис. 8). Отметим на чертеже равные радиусы АВ=АВ1=М1N1, АС=АС1= М2N2, АН= М3N3(рис. 9).
Рассмотрим треугольник АВС – это искомый треугольник по построению (рис. 10). Рассмотрим треугольник АВС1 – это тоже искомый треугольник по построению (рис. 11).
Таким образом, в данном случае задача имеет два решения.
Все случаи рассмотрены, задача решена.
Список литературы
- Учебник: Геометрия. 7–9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.]. – 20-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 384 с.: ил.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Slovo.ws (Источник).
Домашнее задание
- Учебник: Геометрия. 7–9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.]. – 20-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 384 с.: ил. № 352–356.
- Постройте треугольник по периметру, одному из углов и высоте, проведенной из вершины другого угла.
- Постройте треугольник по периметру и двум углам.