Математика
Тема 10: Алгебраические дроби. Профильный уровеньУрок 20: Практика. Виды чисел. Упрощение рациональных выражений
- Теория
Основные факты
Вспомним основные факты, связанные с видами чисел, которые будут нам полезны.
Определение степени с целым показателем – для любого
:
![]()
![]()
Стандартный вид числа – запись числа в виде:
,
где
,
– целое.
Арифметический квадратный корень
– это такое неотрицательное число, которое при возведении в квадрат дает
:
![]()
Рациональными числами называют числа, которые можно представить в виде дроби
, где
– целое число,
– натуральное. Числа, которые нельзя представить в таком виде, называют иррациональными.
Иррациональные и рациональные числа вместе образуют множество действительных (или вещественных) чисел.
Перейдем к решению примеров.
Задание 1. Записать числа в порядке возрастания:
![]()
Указать все иррациональные числа.
Решение.
Сравнивать числа можно несколькими способами. Например, определяя знак их разности: если
, то
, и наоборот.
Другой способ – сравнение чисел, записанных в одном формате. Например, удобно сравнивать числа, которые записаны в виде десятичных дробей.
Упростим сначала некоторые из представленных чисел:
![]()
![]()
Мы знаем, что отрицательные числа всегда меньше положительных. Поэтому три наименьших числа из данного набора:
(именно в таком порядке) (см. рис. 1).

Рис. 1. Иллюстрация к примеру 1
Осталось сравнить числа
. Сначала определим промежутки, в которых будут расположены корни (оценим их значения):
![]()
![]()
Таким образом,
, т. е. число, которое нужно возвести в квадрат, чтобы получить
, находится в промежутке от
до
(см. рис. 2).

Рис. 2. Иллюстрация к примеру 1
Аналогично:
![]()
![]()
Получим, что
лежит в промежутке от
до
(см. рис. 3).

Рис. 3. Иллюстрация к примеру 1
Понятно, что и правильная дробь
, и бесконечная периодическая дробь
меньше
, а значит, меньше чем
.
Осталось сравнить числа
и
. Более простой способ, конечно, состоит в том, чтобы разделить в столбик
на
и получить эквивалентную десятичную запись обыкновенной дроби
. И сразу ясно, что
(см. рис. 4).

Рис. 4. Иллюстрация к примеру 1
Но мы потренируемся переводить бесконечную периодическую дробь
в обыкновенную. Пусть
, тогда
.
Если вычесть из второго равенства первое, получим:
![]()
Откуда:
![]()
Также ясно, что:
![]()
Итак, запишем итоговый порядок чисел:
![]()
Осталось найти иррациональные числа. Вспомним, что это числа, которые нельзя представить в виде дроби
, где
– целое число,
– натуральное. Можно привести и эквивалентное определение: это те числа, которые нельзя представить в виде конечной или бесконечной периодической десятичной дроби. Понятно, что
– рациональные числа. В таких заданиях главное не ошибиться с определением вида числа
.
Обычно мы будем сталкиваться с иррациональными числами, которые записываются с использованием квадратных корней. Но не любое число, в записи которого используется квадратный корень, будет иррациональным.
– хороший пример. Это не просто рациональное число, а целое:
, хотя записано с использованием квадратного корня.
А вот корни
, действительно, эквивалентно представить в виде дроби не получится. Поэтому эти числа будут иррациональными.
Ответ:
; числа
иррациональные.
Задание 2. Вычислить значение выражения:
![]()
Записать результат в стандартном виде.
Решение.
По определению степени с отрицательным показателем:
![]()

По определению нулевой степени:
![]()
Таким образом:
![]()
Запишем число
в стандартном виде. Для этого поставим запятую так, чтобы полученное число
удовлетворяло неравенству:
. Получим
. Чтобы получить исходное число, нужно умножить
на
(сдвинули запятую на два знака влево, значит, нужно умножить на
):
![]()
Ответ:
.
Упрощение дробно-рациональных выражений
Теперь рассмотрим задания на упрощение дробно-рациональных выражений. Алгоритм работы с ними такой же, как и с обычными дробями. Вспомним его.
Алгоритм упрощения дробно-рациональных выражений
1. Дробь можно упростить, разложив на множители ее числитель и знаменатель и сократив одинаковые множители:
![]()
2. Для сложения и вычитания дробей нужно привести их к общему знаменателю:

3. Для умножения двух дробей нужно перемножить их числители и знаменатели. Соответственно, при возведении дроби в степень необходимо возвести в степень и числитель, и знаменатель:
![]()
4. Чтобы разделить выражение на дробь, нужно умножить его на обратную дробь.
При этом нам пригодятся уже полученные навыки разложения многочленов на множители:
![]()
Задание 3. Сократить дробь:
![]()
Указать допустимые значения переменных в исходной дроби и в выражении, которое получится после упрощения.
Решение.
Для сокращения дроби необходимо разложить на множители числитель и знаменатель.
Рассмотрим числитель. Вынесем общий множитель
за скобки и применим формулу сокращенного умножения (квадрат суммы):![]()
Разложим знаменатель на множители. Вынесем общий множитель
за скобки и применим формулу сокращенного умножения (разность квадратов):
![]()
Таким образом:
![]()
Чтобы данное выражение имело смысл, необходимо, чтобы знаменатель дроби не равнялся нулю. Соответственно,
и
. Или:
и
.
Сократим дробь, разделив числитель и знаменатель на общие множители.
Разделим числитель и знаменатель на
. Обратите внимание, что при этом
, поскольку на
делить нельзя:
![]()
Еще можно сократить числитель и знаменатель дроби на
:
![]()
Рассмотрим допустимые значения переменных. Знаменатель не равен нулю, т. е.
.
Как видите, области допустимых значений отличаются. Т. е. преобразование
не является тождественным. Чтобы оно стало тождественным, необходимо дополнительно указать, что
.
Ответ:
. ОДЗ исходного выражения:
и
. ОДЗ выражения после сокращения:
.
Задание 4. Найти значение выражения при
:
![]()
Решение.
Сначала упростим исходное выражение. Для сложения и вычитания дробей приведем их к общему знаменателю. Для этого разложим знаменатели на множители.
Разложим знаменатель первой дроби на множители, используя формулу разности квадратов:
![]()
Полученные множители похожи на знаменатели второй и третьей дроби. Чтобы они полностью совпадали, вынесем из первой скобки знак «минус» и поменяем местами получившиеся слагаемые:
![]()
Получаем:
![]()
Приведем все дроби к общему знаменателю
. Во втором слагаемом умножим числитель и знаменатель на
, в третьем – на
:

Упростим числитель:
![]()
Получаем:
![]()
Полученное выражение можно разделить на
. И поскольку
, то деление на
мы не выполним, получаем:
![]()
Мы максимально упростили выражение (т. е. уменьшили количество действий, которое необходимо выполнить, чтобы вычислить значение выражения). Теперь подставим значение
:

Ответ:
.
Задание 5. Выполнить действия и упростить полученное выражение:
![]()
Решение.
Выполним действия поочередно – сначала деление, затем умножение:

Действие 1. Деление на дробь заменим умножением на обратную (перевернутую):
![]()
Для удобства представим первый множитель в виде дроби:
![]()
Для умножения дробей необходимо умножить их числители и знаменатели:
![]()
Действие 2. Опять же, для умножения дробей перемножим их числители и знаменатели:
![]()
Мы выполнили все действия. Осталось упростить полученное выражение. Для этого разложим числитель и знаменатель полученной дроби.
Рассмотрим числитель:
![]()
Первый множитель разложим по формуле разности квадратов:
![]()
В итоге получаем:
![]()
Разложим знаменатель на множители:
![]()
В выражении
есть общий множитель
, который можно вынести за скобки:
![]()
Во второй скобке стоит квадрат разности:
![]()
В итоге получаем знаменатель:
![]()
А вся дробь принимает вид:
![]()
Видим общие множители. Упростим выражение, сократив числитель и знаменатель на
:
![]()
Ответ:
.
Задание 6. Упростить выражение:
![]()
Решение.
Выполним упрощение по действиям:

Действие 1. Для вычитания дробей приведем их к общему знаменателю:

Упростим полученную дробь, для этого вынесем общий множитель
в числителе:
![]()
Действие 2. Выполним умножение:
![]()
Сразу видим общий множитель
, на который можно сократить дробь:
![]()
Во втором множителе в знаменателе можно вынести за скобки выражение
:
![]()
Получим:
![]()
Можно сократить на
:
![]()
Обратим внимание на множители
и
. Можем вынести знак «минус» за скобки, чтобы в дальнейшем их сократить:
![]()
Получим:
![]()
Действие 3. Заменим операцию деления умножением на обратную дробь:
![]()
Упростим полученную дробь
1. В первом множителе знаменателя видим формулу квадрата разности:
![]()
2. Во втором множителе в знаменателе есть подобные слагаемые:
![]()
3. В числителе есть выражение
, к которому можно было бы применить формулу разности квадратов. Но число
неудобно представлять в виде квадрата, только как
. А поскольку в условии больше нигде нет выражений с корнями, то подобное разложение на множители не потребуется.
В итоге получим дробь:
![]()
Сократим на общие множители
и
:
![]()
Действие 4. Выполним сложение:
![]()
Для сложения дробей приведем их к общему знаменателю. Знаменатели одинаковы с точностью до знака, поэтому достаточно числитель и знаменатель второй дроби умножить на
:
![]()
Упростим полученное выражение – используем формулу разности квадратов:
![]()
Ответ:
.
Заключение
Итак, как вы убедились, для выполнения задания с дробно-рациональными выражениями вам необходимо уметь:
- раскладывать многочлены на множители;
- уметь выполнять действия с дробями: приводить к общему знаменателю, умножать и делить дроби.
Все остальное уже техника, которая нарабатывается решением достаточного количества примеров.
Список литературы
- Никольский С.М., Решетников Н.Н., Потапов М.К., Шевкин А.В. Алгебра, 8 класс. Учебник. – М.: ФГОС, «Просвещение», 2018.
- Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. Алгебра, 8 класс. Учебник. – М.: «Просвещение», 2018.
- Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.Б./Под ред. Теляковского С.А. Алгебра, 8 класс. Учебник. – М.: «Просвещение», 2018.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
1. Интернет-портал yaklass.ru (Источник)
2. Интернет-портал cleverstudents.ru (Источник)
3. Интернет-портал school-assistant.ru (Источник)
Домашнее задание
1. Вычислить:

2. Упростить выражение:
![]()
3. Доказать тождество:
![]()