Математика
Тема 11: Функция y =√x и функция y=k/x. Профильный уровеньУрок 13: Преобразование выражений с корнями (вынесение множителя из-под знака корня)
- Видео
- Тренажер
- Теория
Тема: Функция . Свойства квадратного корня
Урок: Преобразование выражений с корнями (вынесение множителя из-под знака корня)
1. Повторение определения и свойств квадратного корня
Напомним определение квадратного корня:
квадратным корнем из неотрицательного числа называется такое число неотрицательное число , квадрат которого равен : .
Из определения квадратного корня сразу следует следующее тождество:
.
Рассмотрим несколько примеров на вычисление корней: , т. к. ; , т. к. ; , т. к. ; .
Напомним также основные свойства квадратного корня:
1. (). Если и – неотрицательные числа, то корень из их произведения равен произведению корней.
2. (). Если – неотрицательное число, а – положительное число, то корень из их отношения равен отношению корней.
3. ().
Примеры:
1. .
2. .
2. Свойство корня – вынесение множителя из-под знака корня
Докажем теперь ещё одно не менее важное свойство квадратного корня:
, т. е.: .
Доказательство:
Напомним вначале определение модуля: . Примеры: , , .
Рассмотрим два случая:
1. , т. к. – можно пользоваться определением корня квадратного из неотрицательного числа.
2. . В этом случае: . Тогда для числа можем воспользоваться результатами первого случая: .
Утверждение доказано
Естественным обобщением данного свойства является формула:
.
3. Примеры решения задач на вынесение множителя из-под знака корня
Рассмотрим типовые задачи на применение указанного свойства.
Примеры:
1.
.
2.
.
3.
.
4.
.
Необходимо понимать, что во всех рассмотренных примерах значение корней всегда получается неотрицательным (несмотря на наличие перед некоторыми ответами знака . К примеру, в примере 4 ответ положительный, так как знак выражения , а перед самим выражением стоит ещё один . Как известно, минус на минус даёт плюс.
Решим ещё несколько примеров, в которых фигурируют уже несколько переменных:
5.
( – по условию, – всегда, так как квадрат всегда неотрицательный).
6.
( – по условию, – всегда, так как квадрат всегда неотрицательный).
7.
( – по условию, – так как ).
8.
( – по условию, – так как ).
Итак, мы рассмотрели вынесение множителя из-под знака корня. Мы научились выносить множитель из-под корня с учётом его знака, а также решили несколько примеров.
На следующем уроке мы научимся вносить множитель под знак квадратного корня.
Список литературы
1. Башмаков М.И. Алгебра 8 класс. – М.: Просвещение, 2004.
2. Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др. Алгебра 8. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
3. Никольский С.М., Потапов М.А., Решетников Н.Н., Шевкин А.В. Алгебра 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Источник).
2. ЕГЭ! Сдам! (Источник).
3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (Источник).
Домашнее задание
1. №336-338 Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др. Алгебра 8. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
2. Упростить выражение: а) ; б) ; в) ; г) .
3. Упростить выражение: а) , б) , в) .