Математика
Тема 11: Функция y =√x и функция y=k/x. Профильный уровеньУрок 17: Модуль действительного числа
- Видео
- Тренажер
- Теория
Тема: Действительные числа
Урок: Модуль действительного числа
1. Определения модуля
Рассмотрим такое понятие, как модуль действительного числа, у него есть несколько определений.
Определение 1. Расстояние от точки на координатной прямой до нуля называется модулем числа, которое является координатой данной точки (рис. 1).
Рис. 1.
Пример 1. . Заметим, что модули противоположных чисел равны и неотрицательны, т. к. это расстояние, а оно не может быть отрицательным, и расстояние от симметричных относительно нуля чисел до начала отсчета равны.
Определение 2. .
Пример 2. Рассмотрим одну из задач, поставленную в предыдущем примере для демонстрации равносильности введенных определений. , как видим, при отрицательном числе под знаком модуля добавление перед ним еще одного минуса обеспечивает неотрицательный результат, как и следует из определения модуля.
Следствие. Расстояние между двумя точками с координатами на координатной прямой можно найти следующим образом в независимости от взаимного расположения точек (рис. 2).
Рис. 2.
2. Основные свойства модуля
1. Модуль любого числа неотрицателен
,
2. Модуль произведения – это произведение модулей
,
3. Модуль частного – это частное модулей
,
4. ,
5. .
3. Решение задач
Пример 3. Решить уравнение .
Решение. Воспользуемся вторым определением модуля: и запишем наше уравнение в виде системы уравнений при различных вариантах раскрытия модуля.
.
Ответ..
Пример 4. Решить уравнение .
Решение. Аналогично решению предыдущего примера получаем, что .
Ответ..
Пример 5. Решить уравнение .
Решение. Решим через следствие из первого определения модуля: . Изобразим это на числовой оси с учетом того, что искомый корень будет находиться на расстоянии 2 от точки 3 (рис. 3).
Рис. 3.
Исходя из рисунка, получаем корни уравнения: , т. к. точки с такими координатами находятся на расстоянии 2 от точки 3, как то требуется в уравнении.
Ответ. .
Пример 6. Решить уравнение .
Решение. По сравнению с предыдущей задачей имеется только одно усложнение – это то, что нет полного сходства с формулировкой следствия о расстоянии между числами на координатной оси, т. к. под знаком модуля находится знак плюс, а не минус. Но привести к необходимому виду несложно, что мы и проделаем:
. Изобразим это на числовой оси аналогично предыдущему решению (рис. 4).
Рис. 4.
Корни уравнения .
Ответ. .
Пример 7. Решить уравнение .
Решение. Это уравнение еще немного сложнее предыдущего, т. к. неизвестная находится на втором месте и со знаком минус, кроме того, она еще и с числовым множителем. Для решения первой проблемы воспользуемся одним из свойств модуля и получим:
.
Для решения второй проблемы выполним замену переменных: , что приведет нас к простейшему уравнению . По второму определению модуля . Подставим эти корни в уравнение замены и получим два линейных уравнения:
и .
Ответ..
4. Квадратный корень и модуль
Довольно часто в ходе решения задач с корнями возникают модули, и следует обратить внимание, в каких ситуациях они возникают.
При первом взгляде на это тождество могут возникнуть вопросы: «зачем там модуль?» и «почему неверно тождество ?». Оказывается, что можно привести простой контрпример для второго вопроса: если то должно быть верно, чточто равносильно, а это неверное тождество.
После этого может возникнуть вопрос: «а не решает ли проблему такое тождество », но и для этого предложения тоже есть контрпример. Еслито должно быть верно, чточто равносильно, а это неверное тождество.
Соответственно, если вспомнить, что квадратный корень из неотрицательного числа является неотрицательным числом, и значение модуля является неотрицательным, становится понятно, почему верно указанное выше утверждение:
.
Пример 8. Вычислить значение выражения .
Решение. В подобных заданиях важно не избавиться бездумно сразу от корня, а воспользоваться указанным выше тождеством , т. к. .
Ответ..
Пример 9. Решить уравнение .
Решение. Заметим, что подкоренное выражение можно упростить с помощью формулы полного квадрата: . Аналогичные уравнения мы умеем решать и сводим данное уравнение к виду расстояния между точками на числовой оси , и изображаем решение на рисунке 5.
Рис. 5.
Получаем корни уравнения .
Ответ. .
На сегодняшнем занятии мы основное внимание уделили геометрическому способу решения задач с модулями, однако существует еще достаточно много других подходов к решению, которые мы рассмотрим позже.
На следующем уроке мы поговорим о таком понятии, как возведение числа в отрицательную степень.
Список литературы
1. Башмаков М.И. Алгебра 8 класс. – М.: Просвещение, 2004.
2. Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др. Алгебра 8. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
3. Никольский С.М., Потапов М.А., Решетников Н.Н., Шевкин А.В. Алгебра 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
1. Мир уроков (Источник).
2. YouTube (Источник).
3. YouTube (Источник).
Домашнее задание
1. Найдите: а) ; б) ; в) .
2. Решите уравнение: а) ; б) ; в).
3. Упростите выражение: а) ; б) .
4. Упростите выражение , если .