Математика
Тема 11: Функция y =√x и функция y=k/x. Профильный уровеньУрок 24: Как построить график функции у = f(x) + m, если известен график функции у = f(x)
- Видео
- Тренажер
- Теория
Как построить график функции у = f (x) + m, если известен график функции у = f(x)
На прошлом уроке мы научились график функции . Сейчас же наша задача – научиться строить график функции . Рассмотрим пример:
Задача 1
Дано:
у = х2(графиком данной функции будет парабола) (рис. 1)
Построить:
а) у = х2 + 1
б) у = х2 - 1
Решение: Поясним характер кривых, их взаимное расположение поясним с помощью таблицы:
х |
0 |
1 |
-1 |
2 |
-2 |
у = х2 |
0 |
1 |
1 |
4 |
4 |
у = х2 + 1 |
1 |
2 |
2 |
5 |
5 |
у = х2 – 1 |
-1 |
0 |
0 |
3 |
3 |
Строим график функции у = х2 + 1 (рис. 2):
График этой функции получается с помощью сдвига вверх на 1 единицу графика исходной функции.
График же следующей функции мы получим сдвигом исходной функции вниз на 1 единицу (рис. 3):
Итак, чтобы построить график функции у = х2 + 1, надо график исходной функции сдвинуть на 1 единицу вверх. Чтобы построить график функции у = х2 – 1, необходимо график исходной функции сдвинуть на 1 единицу вниз.
Сдвиги вверх и вниз приводят к изменению множества значений. Множество значений иллюстрирует эти сдвиги:
;
;
Мы рассмотрели частный случай, когда к х2 прибавляли или отнимали единицу. Отсюда следует правило:
Правило построения не изменится при . Правило также не изменится, если мы возьмем любую другую функцию.
Сформулируем важное для нас правило:
Правило
Чтобы получить у = f(х) + m, надо кривую у = f(x):
- сдвинуть на единиц вверх, если m > 0,
- сдвинуть на единиц вниз, если m < 0
Рисунок отображает графически данное правило (рис. 4):
Задача 2
Дана кривая . Построить кривые: а) ; б)
Построение:
а) Строим график функции и сдвигаем его на 1 единицу вверх (согласно правилу) (рис. 5):
График функции а) построен сдвигом графика исходной функции на 1 единицу вверх.
б) Строим график функции и сдвигаем его на 1 единицу вниз (согласно правилу) (рис. 6):
Кривые а) и б) построены. Сделаем некоторый анализ:
У нас есть 3 кривые (у = ; у = и у = . Каждая из них есть гипербола. Шаблоном для всех остальных является гипербола . Но у каждой гиперболы есть свой центр симметрии. Отметим их:
(0; 0) –
(0; 1) –
(0; -1) –
Итак, построены 3 гиперболы, и для каждой из них указан центр.
Далее рассмотрим горизонтальные асимптоты:
Теперь проанализируем множества значений для каждой из функций:
Задача 3
Найти все значения параметра а, при которых уравнения: а) ;
б) = а; в) = а не имеют решений.
Решение:
а)
Ответ для этой задачи ясен сразу. Уравнение , если .
Ответ: это уравнение не имеет решений, когда .
б) Преобразуем левую часть:
=>
Эту функцию мы уже рассматривали в задаче 2. Эта функция принимает все значения, кроме 1.
Если , то это уравнение не имеет решений.
= + 1 => = => => = 1 =>
Ответ: это уравнение не имеет решений, когда .
в) Запишем его следующим образом:
=>
Мы только что рассматривали эту функцию в задаче 2 и выяснили, что она принимает все значения, кроме -1.
Если , то это уравнение не имеет решений.
Ответ: это уравнение не имеет решений, когда .
Дадим геометрическую интерпретацию каждой из задач (рис. 7)
Итак, мы решили 3 задачи и дали иллюстрации к каждой из них.
Задача 4
Решить уравнение .
Решение:
Для начала попробуем решить аналитическим методом.
а) Приведем к общему знаменателю и получим:
= 0
Дробь равна 0 тогда, и только тогда, когда числитель ( равен 0, а знаменатель (х) не равен 0. Но уравнения третьей степени мы сейчас решать не можем. Значит, единственным возможным методом остается графический.
б) Перепишем данное уравнение
График функции как из левой, так и из правой части мы умеем построить.
Надо построить график каждого из уравнений (рис. 8):
График нам подсказывает, что если:
– решений нет
– решение может быть только одно (это наглядно отображено на графике)
Проверим :
Получили обоснованный ответ, что .
Ответ: .
Подчеркнем: данное уравнение удалось решить только графическим методом. Это еще раз подтверждает важность построения графиков функции, в том числе и функции вида .
Список литературы
- Башмаков М.И. Алгебра 8 класс. – М.: Просвещение, 2004.
- Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др. Алгебра 8. – 5 издание. – М.: Просвещение, 2010.
- Никольский С.М., Потапов М.А., Решетников Н.Н., Шевкин А.В. Алгебра 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006.
Домашнее задание
- № 20.7, 20.16, 20.27, 20.32 стр. 125–131. Мордкович А.Г. Алгебра 8 класс. Задачник для учащихся общеобразовательных школ.– 12-е изд. – М.: Мнемозина, 2010. – 273 стр.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Интернет-портал Yaklass.ru (Источник).
- Интернет-портал Festival.1september.ru (Источник).
- Интернет-портал Unimath.ru (Источник).