Математика
Тема 12: Квадратные уравнения. Профильный уровеньУрок 7: Решение задач с помощью квадратных уравнений
- Теория
Введение
На этом уроке мы выясним, как решать текстовые задачи с помощью квадратных уравнений. Как вы уже знаете, при решении любой задачи необходимо сначала перевести её условие на математический язык, составить нужное уравнение (или не одно, а несколько уравнений – систему уравнений), а затем решить его. На этом уроке мы поговорим о таких задачах, в которых уравнения будут получаться не линейные, как это было раньше, а квадратные. Или сводящиеся к квадратным.
Задача (геометрическая)
Рассмотрим такую геометрическую задачу.
Задача ![]()
Периметр прямоугольника равен
см, а его диагональ –
см (Рис. 1). Найти стороны прямоугольника.

Рис. 1. Иллюстрация к задаче
Решение
Пусть
см – одна сторона прямоугольника. Тогда другая –
см, так как удвоенная сумма сторон (периметр) равна
см. Теперь воспользуемся теоремой Пифагора для прямоугольного треугольника, который образован смежными сторонами прямоугольника и его диагональю, и составим уравнение.
![]()
![]()
![]()
![]()
По теореме Виета:
![]()
![]()
Это и есть длины сторон. Логично, что получилось два ответа: за
ведь можно было взять как меньшую сторону, так и большую.
Ответ:
см и
см.
Задача на движение (два способа)
Три основных типа текстовых задач в математике – на движение, на работу и на смеси. На смеси очень редко бывают задачи, сводящиеся к квадратным уравнениям, так что о них сейчас говорить не будем. Рассмотрим задачу на движение.
Задача ![]()
Катер прошел
км по течению реки и
км по озеру, затратив на весь путь
час. Скорость течения равна
км/ч. Найти скорость катера по течению.
Решение (первый способ)
Как всегда в подобных задачах, лучше всего за
брать то, что спрашивают. Тогда мы не ошибемся, если, найдя
, сразу запишем его в ответ.
Итак, пусть
км /ч – скорость катера по течению. Тогда скорость катера по озеру меньше ровно на скорость течения – ведь в озере течения нет. Значит, по озеру катер двигался со скоростью
км/ч. При этом мы также знаем пути, которые катер прошёл по реке и по озеру. Вспомним уравнение движения:
. Найдем время
: по озеру
, а по реке –
.
Чтобы было удобнее, запишем все данные в следующую таблицу.
|
|
|
|
|
|
По течению |
|
|
|
|
По озеру |
|
|
|
Теперь вспомним, что в общей сложности катер плыл
час, получаем уравнение:
![]()
![]()
![]()
По теореме Виета:
![]()
![]()
– не подходит, так как скорость катера по течению не может быть меньше скорости течения. Значит, ответ:
км/ч.
Решение (второй способ)
Как вы уже заметили, в таких задачах очень важно переписать условие на математический язык, то есть язык формул и уравнений. В этой задаче это получилось, но проблема первого способа в том, что он работает только для этой конкретной задачи. Хочется чего-то более универсального. Попробуем это сделать.
Итак, перечитаем условие и попробуем записать текст в виде формул. Пока не будем задумываться, не много ли обозначений мы ввели, просто перепишем условие на математическом языке.
- По течению:
. - По озеру:
. - В сумме плыл один час:
час.
км/ч.
– ?
Теперь второй шаг. Воспользовавшись формулой
, запишем эти данные в виде системы:
.
Теперь про условие задачи можно вообще забыть: мы свели решение задачи к решению системы уравнений, дальше дело техники.

Решив полученное уравнение (для сокращения записи можно заменить
– получим то же уравнение, что и в первом способе), получим тот же самый ответ.
Ответ:
км/ч.
Универсальный алгоритм для решения текстовых задач
Повторим шаги алгоритма, позволяющего решить любую текстовую задачу.
- Переписать условие на математический язык.
- Составить уравнение или систему уравнений.
- Решить полученное уравнение или систему.
- Проанализировать полученное решение и записать ответ.
Так, в рассмотренной задаче про катер получилось два значения неизвестной, и чисто алгебраически оба они являются решениями уравнения (системы). Однако для одного из значений скорость катера против течения реки получается отрицательной – это и есть анализ: в ответ записываем только второе значение.
Задача на совместную работу
Рассмотрим ещё один тип задач, на совместную работу.
Задача ![]()
Бассейн наполняется двумя трубами за
часов. За сколько часов наполнит бассейн первая труба, если она это делает на
ч быстрее, чем вторая?
Решение
Для начала вспомним формулу для вычисления объёма проделанной работы:
. Обратите внимание на то, что здесь есть полное соответствие задачам на движение: путь – объём работы, скорость – производительность, время – время.
Эту задачу можно решить ровно по тому же алгоритму, что и предыдущую. Сначала перепишем условие на математическом языке.
- Работа по наполнению бассейна объёмом
выполнена двумя трубами одновременно с общей скоростью
за время
ч. - Первая труба наполняет бассейн (объём работы
) со скоростью
за время
. - Вторая труба наполняет бассейн (объём работы
) со скоростью
за время
. - Разница между временем
и временем
равна
(
на
ч)
Обратите внимание на то, что в подобных задачах на совместную работу производительности складывать можно, а времена – нет.
Второй шаг – составляем систему:
.
Так как трубы заполняют один и тот же бассейн, то есть выполняют одинаковую работу, то можно принять работу за
. Обратите внимание, речь не идет об
литре или кубометре,
в данном случае – это
бассейн. Так что и производительность в этом случае будет измеряться не в литрах в час, а в бассейнах в час, то есть какую часть бассейна заполнит труба за час.
Третий шаг – решаем систему:
.
Получаем: ![]()
![]()
![]()
По теореме Виета:
![]()
![]()
И теперь анализ: время не может быть отрицательным, так что ответ –
часов.
Ответ:
ч.
Нестандартный пример
Рассмотрим пример ещё одной, не совсем стандартной текстовой задачи.
Задача ![]()
На шахматном турнире каждый сыграл с соперником по
партии. Всего было сыграно
партий. Сколько участников было на турнире?
Решение
Пусть участников было
. Тогда каждый сыграл
партию. Итого,
партий… Казалось бы, приравняли к
, решаем… А целого ответа нет. Почему так? Да потому, что мы каждую партию посчитали дважды (например, партия Вася – Петя и Петя – Вася посчитаны как разные партии, но ведь это одна и та же партия). Значит, количество партий
. Тогда получаем:
.
![]()
![]()
![]()
По теореме Виета:
![]()
![]()
Второй вариант не подходит, так что участников было
.
Ответ:
участников.
Заключение
На этом уроке мы разобрали ряд текстовых задач, решение которых сводится к решению квадратных уравнений. Помимо этого, мы рассмотрели универсальный алгоритм, который используется при решении любой текстовой задачи.
- Переписать условие на математическом языке.
- Составить уравнение или систему уравнений.
- Решить полученное уравнение или систему уравнений.
- Проанализировать полученное решение и записать ответ.
Список рекомендованной литературы
- Алгебра. 8 класс. С углубленным изучением математики, Виленкин Н.Я., Сурвилло Г.С. – М.: Просвещение, 2010.
- Алгебра. 8 класс, Алимов Ш.А. – М.: Просвещение, 2012.
- Алгебра. 8 класс. Рабочая тетрадь, Колягин Ю.М., Сидоров Ю.В. – М.: Просвещение, 2010.
Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Интернет портал «yaklass.ru» (Источник)
- Интернет портал «znaika.ru» (Источник)
- Интернет портал «uztest.ru» (Источник)
Домашнее задание
- Несколько подруг решили обменяться фотографиями на память. Чтобы каждая девочка получила по одной фотографии своей подруги, потребовалось
фотографий. Сколько было подруг? - Токарь должен был отработать
деталей к определённому сроку. Применив новый резец, он стал обтачивать на
деталей в день больше и закончил работу на
день раньше. Сколько деталей он должен был обрабатывать по плану за
день? - Периметр прямоугольного треугольника равен
см, один его катет на
см больше другого. Чему равны стороны этого треугольника?