Математика
Тема 12: Квадратные уравнения. Профильный уровеньУрок 14: Теорема Виета. Решение задач
- Теория
Введение
Теорему Виета мы доказали на прошлом уроке. Она связывает корни квадратного уравнения и коэффициенты этого уравнения. Напомним ее:
Числа
,
являются корнями уравнения
,
тогда и только тогда, когда пара
является решением системы:

Cфера применения теоремы Виета весьма обширна. Здесь мы рассмотрим основные типы задач, в которых она применяется.
Прежде всего, теорема Виета дает еще один способ нахождения корней уравнения и их проверки.
Задача 1
Найти и проверить корни уравнения
.
Решение
Во-первых, корни мы можем найти через дискриминант:
a) ![]()
![]()
![]()
Итак, корни найдены, их надо проверить.
Первый способ проверки – подстановка в исходное уравнение. Второй способ – подставить корни в теорему Виета. Используем второй способ:
![]()
– верно
Корни найдены правильно.
Ответ:
;
.
b) Кроме того, теорема Виета дает новый способ нахождения корней:
![]()
Если разложить
и зная, что сумма корней равна -7, можно легко подобрать корни уравнения.
![]()
Получили тот же самый ответ.
Ответ:
;
.
Итак, на примере данного несложного примера мы показали, что теорема Виета позволяет проверить корни и найти эти корни методом подбора.
Задача 2
Найти корни уравнения ![]()
Это уравнение можно решить через дискриминант, но это очень неудобно.
Взглянув на это уравнение можно заметить, что
является корнем уравнения.
![]()
Один корень мы подобрали, как найти второй? Воспользуемся теоремой Виета, согласно ей произведение корней уравнения:
![]()
Подставим в равенство найденный корень:
![]()
Итак, нам нужно было решить уравнение. Первый корень мы подобрали, второй нашли по теореме Виета.
Ответ:
;
.
Теорема Виета позволяет легко найти сумму и произведение корней, не зная самих корней. Это является ключом к решению многих задач, в которых не требуется найти корни, но требуется найти выражения, которые зависят от суммы и произведения корней. В общем виде – найти функцию
, которая зависит от суммы корней и от их произведения.
Рассмотрим конкретную задачу.
Задача 3
Для уравнения
, найти:
a)
;
b)
;
c)
.
Решение
Заметим, что дискриминант
. Значит, у уравнения существуют два корня,
.
Эту задачу можно решить, найдя его корни через дискриминант и произведя над корнями все действия, но можно поступить более изящно, используя теорему Виета.
a) ![]()
Здесь мы выделили полный квадрат суммы, теперь составим систему по теореме Виета:
![]()
Подставим в наш пример:
![]()
b) Приведем к общему знаменателю:
![]()
Значение выражения в знаменателе уже можно найти. В числителе наша цель – выразить сумму кубов через сумму и произведение корней:
![]()
Можно подставлять значения:
![]()
c) ![]()
![]()
Ответ: 11, -36, 119.
Теорема Виета используется в так называемых задачах «с параметрами». Рассмотрим одну из таких задач.
Задача 4
Найти все
, при каждом из которых отношение корней уравнения
равно 12.
Решение
Есть параметр
. При некоторых значениях
у уравнения может вообще не быть корней, при других значениях корни будут
, но нужно подыскать такие значения параметра, при которых корни отличаются в 12 раз.
Сформируем систему, из которой мы найдем
:

Мы получили систему трех уравнений относительно трех неизвестных:
,
,
.
Решим систему. Заметим, что первые два уравнения зависят только от
и
, если мы их решим, то подставим в третье уравнение и найдем
.
Подставим значение
из первого уравнения во второе:
![]()
![]()
![]()
Рассмотрим оба варианта
:
a) ![]()
![]()
Подставляем в третье уравнение:
![]()
![]()
![]()
![]()
Первый ответ получен.
b) ![]()
![]()
Подставляем в третье уравнение:
![]()
![]()
![]()
![]()
Ответ:
;
.
Задача решена.
Сделаем следующие примечания: при найденных
система

имеет решение, значит, и само квадратное уравнение
имеет решение и проверять дискриминант не нужно. Дискриминант будет больше нуля, поскольку система и квадратное уравнение равносильны в силу теоремы Виета.
Заключение
Мы рассмотрели теорему Виета, применили ее для решения основных типовых задач.
Список литературы
1. Башмаков М.И. Алгебра 8 класс. – М.: Просвещение. 2004.
2.Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др. Алгебра 8. 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
3. Никольский С.М., Потапов М.А., Решетников Н.Н., Шевкин А.В. Алгебра 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
1. Интернет-сайт «ЯКласс» (Источник)
2. Интернет-сайт dist-tutor.info (Источник)
3. Интернет-сайт mathematics-repetition.com (Источник)
Домашнее задание
1. Используя теорему Виета, найти корни уравнения
.
2. При каких значениях параметра
сумма квадратов корней уравнения
равна 4?
3.
и
– корни уравнения
. Найдите значение выражений:
А) ![]()
Б) ![]()