Математика

Тема 15: Площадь. Профильный уровень

Урок 4: Площадь треугольника

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

Площадь треугольника

 

Дано: ,  – основание,  – высота() (см. Рис. 1).

 

Рис. 1. Иллюстрация к теореме о площади треугольника

Теорема

Площадь треугольника равна половине произведения его основания на высоту.

Доказательство

Достроим треугольник до параллелограмма , как показано на рисунке 2.

Рис. 2. Дополнительное построение треугольника  для получения параллелограмма

Площадь паралеллограмма мы умеем высчитывать.

Рассмотрим параллелограмм :

1.   – параллелограмм.

2.  по трем сторонам (по свойствам параллелограмма противоположные стороны равны, а сторона  – общая) (см. Рис. 3).

Рис. 3. Равенство треугольников  и

3.   – как следствие из равенства треугольников, площадь треугольника равна половине площади паралеллограмма, формула площади параллелограмма нам уже известна, значит:

Что и требовалось доказать. 

Рассмотрим следствия этой теоремы.

 

Следствия из теоремы о площади треугольника

 

 

Следствие 1

 

Один из катетов прямоугольного треугольника можно принять за основание, тогда второй катет будет высотой.  – основание,  – высота (см. Рис. 4).

Рис. 4. Следствие теоремы о площади треугольника для прямоугольного треугольника

Следствие 2

Если высоты двух треугольников равны, то их площади относятся как основания.

Доказательство

Имеем две параллельные прямые  и , имеем два треугольника , , их высоты равны  (расстояние между прямыми  и ) (см. Рис. 5).

Рис. 5. Иллюстрация ко второму следствию

Что и требовалось доказать.

 

Теорема о зависимости площадей треугольников с одинаковым углом

 

 

Если угол одного треугольника равен углу другого треугольника, то площади этих треугольников относятся как произведения сторон, заключающих равные углы.

 

Сперва разъясним формулировку.

Имеем тругольник  и треугольник , угол  равен углу , и их можно совместить (см. Рис. 6).

Теорема говорит, что площади этих треугольников относятся следующим образом:

Рис. 6. Иллюстрация к теореме

Доказательство

1. Совместим равные углы, как это показано на рисунке 6.

2. Рассмотрим вершины  и , то есть найдем отношение следующих площадей: треугольника  и исходного треугольника  (см. Рис. 7).

Рис. 7. Дополнительное построение отрезка ,  – высота, опущенная из вершины

3. Теперь найдем отношение площади треугольника  к площади треугольника  (см. Рис. 8):

Рис. 8. У треугольников  и  высота  общая

4. Перемножим найденные отношения:

Что и требовалось доказать.

 

Задача 1

 

 

Дано: ,  – основание,  – высота,  – площадь.

 

1.  ;  (см. Рис. 9).

Найти: S

Рис. 9. Иллюстрация к задаче 1.1

Решение:

Ответ: .

2.  ;  (см. Рис. 10)

Найти: .

Рис. 10. Иллюстрация к задаче 1.2

Решение:

Ответ: .

 

Задача 2

 

 

В следующей задаче в треугольнике  рассмотрены следующие элементы: две стороны и две высоты, которые проведены к этим сторонам. Три элемента заданы, найти четвертый элемент.

 

Дано: , , ,  (см. Рис. 11).

Найти: .

Рис. 11. Иллюстрация к задаче 2

Решение

Площадь треугольника можно выразить через известную высоту и через неизвестную высоту.

Ответ: .

 

Задача 3

 

 

Дано: , ,  (см. Рис. 12).

 

Найти: , .

Рис. 12. Иллюстрация к задаче 3

Решение

Обозначим катеты треугольника как , значит:

Ответ: .

 

Задача 4

 

 

Дано: (см. Рис. 13).

 

Найти: 1. ; 2. .

Рис. 13. Иллюстрация к задаче 4

1. Рассмотрим, что общего у треугольников  и . Их основания лежат на одной и той же прямой, значит, высота у них одинакова. А значит, площади относятся как основания из второго следствия. Поэтому:

2. Что общего у треугольников  и ? Одно основание – , второе основание – , высота одинакова, значит:

Ответ: 1. ; 2. 

Еще раз подчеркнем, что в этой задаче у всех трех треугольников была общая высота , это и помогло нам решить задачу.

 

Заключение

 

 

Мы рассмотрели важную теорему о площади треугольника, следствия из нее. Решили типовые задачи.

 

 

Список литературы

1. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., Юдина И.И. «Геометрия», 7–9 классы. – 15-е изд. – М.: Просвещение, 2005.

2. Александров А.Д. и др. Геометрия, 8 класс. – М.: Просвещение, 2006.

3. Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Прасолов В.В. Геометрия, 8 класс. – М.: Просвещение, 2011.

4. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир С.М. Геометрия, 8 класс. – М.: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2009.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Интернет-сайт «ЯКласс» (Источник)

2. Интернет-сайт onlinemschool.com (Источник)

3. Интернет-сайт 5klass.net (Источник)

 

Домашнее задание

1. Диагонали четырехугольника  пересекаются в точке . Докажите, что произведение площадей треугольников  и  равно произведению площадей треугольников  и .

2. Основание треугольника на 4 меньше высоты, а площадь треугольника равна 96. Найдите основание и высоту треугольника.

3. Внутри параллелограмма  выбрана произвольная точка  и проведены отрезки , ,  и . Площади трех из образовавшихся треугольников равны 1, 2 и 3 (в каком-то порядке). Какие значения может принимать площадь четвертого треугольника?

 

Видеоурок: Площадь треугольника по предмету Геометрия за 8 класс.