Математика
Тема 10: Числовые функции. Профильный уровеньУрок 4: Аналитический способ
- Теория
Тема: Числовые функции
Урок: Аналитический способ
1. Вступление
На уроке изучаются способы задания функции и рассматривается задание функции аналитическим способом, то есть с помощью формул.
Определение. Функцией
называется закон (правило), по которому каждому элементу (числу)
из множества
ставится в соответствие единственный элемент (число)
.
В определении:
– независимая переменная (аргумент),
- зависимая переменная (функция), множество
– область определения, то есть множество всех допустимых значений аргумента.
Из определения ясно: чтобы задать функцию
, надо задать закон или правило. Надо учесть единственное требование, которому должен удовлетворять этот закон
: каждому
должен соответствовать единственный элемент
.
2. Конкретные примеры аналитического (формульного) задания функции
Линейная функция.
а. ![]()
б. ![]()

Рис. 1. График функции ![]()
Требуется: для каждой функции построить график, найти область определения и область значений.
Решение.
а. Строится график функции
(см. Рис. 1).
Ответ: ![]()
б. Строится график функции
(см. Рис. 2).
Ответ: ![]()

Рис. 2. График функции ![]()
Квадратичная функция.
а. ![]()
б. ![]()
Требуется: для каждой функции построить график, найти область определения и область значений.
Решение.

Рис. 3. График функции ![]()
а. Строим график функции
(см. Рис. 3).
Ответ: ![]()
Чтение графика: если
возрастает от
до
, то
убывает от
до
; если
возрастает от
до
, то
возрастает от
до
.
б. Строим график функции
(см. Рис. 4).

Рис. 4. График функции ![]()
Ответ: область определения
– проекция на ось
. Область значений
– проекция на ось
.
Чтение графика: если
возрастает от
до
, то
убывает от
до
; если
возрастает от
до
, то
возрастает от
до
.
3. Сопутствующая задача (на чтение графика)
Найдите все значения параметра
, при каждом из которых уравнение
, где
:
1. Имеет хотя бы одно решение;
2. Имеет одно решение;
3. Имеет два решения.
Решение.
Решить задачу с параметром означает рассмотреть все значения параметра и при каждом из них указать ответ.
Решение задачи выполняется по алгоритму.

Рис. 5. График функций
![]()
и ![]()
1. Построить график функции, стоящей в левой части исходного уравнения
, то есть график квадратичной функции
(см. Рис. 4).
2. Рассечь график семейством прямых
(см. Рис. 5).
3. Найти точки пересечения и их количество.
4. Выписать ответ.
Ответ:
1. Уравнение имеет хотя бы одно решение при
(это следует из определения области значений, то есть каждое значение функции из области значений достигается хотя бы при одном значении аргумента);
2. Одно решение при
;
3. Два решения при
.
Примечание. Данные задачи важны, так как встречаются на экзаменах в 9 и 11 классах.
4. Пример аналитического задания функции с помощью нескольких формул
Дана функция
, где 
Требуется:
1. Построить график функции;
2. Найти ее области определения и значений.
Решение. График функции изображен на Рис.6.

Рис. 6. График функции

Ответ: область определения
– проекция графика функции на ось
; область значений
– проекция графика функции на ось
.
5. Сопутствующая задача (на чтение графика)
Найдите все значения параметра
, при каждом из которых уравнение
, где
:
1. Имеет хотя бы одно решение;
2. Имеет только одно решение;
3. Имеет два решения.
Чтение графика: если
возрастает от
до
, то
возрастает от
до
; если
возрастает от
до
, то
возрастает
от до
; если
возрастает от
до
, то
убывает от
до
.
Решение. Воспользуемся соответствующим алгоритмом (см. п.3).
1. Построить график функции
(см. Рис. 6).
2. Рассечь график функции
семейством прямых
(см. Рис. 7).
3. Найти точки пересечения и их количество.
4. Выписать ответ.

Рис. 7. График функции 
и
где ![]()
Ответ:
1. Уравнение имеет хотя бы одно решение при
;
2. Уравнение имеет только одно решение при
;
3. Уравнение имеет два решения при
.
6. Итог урока
На этом уроке повторили определение функции, рассмотрели аналитические способы задания функций ( с помощью одной или нескольких формул ). Этот способ задания функций будет использоваться и далее.
Список рекомендованной литературы
1. Макарычев Ю.Н. и др. Алгебра 9 класс (учебник для средней школы).-М.: Просвещение, 1992.
2. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков, К.И. Алгебра для 9 класса с углубл. изуч. математики.-М.: Мнемозина, 2003.
3. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г Дополнительные главы к школьному учебнику алгебры 9 класса.-М.: Просвещение, 2002.
4. Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов (учебное пособие для учащихся школ и классов с углубл. изуч. математики).-М.: Просвещение, 1996.
5. Мордкович А.Г. Алгебра 9 класс, учебник для общеобразовательных учреждекний. – М.: Мнемозина, 2002.
6. Мордкович А.Г. , Мишутина Т.Н., Тульчинская Е.Е. Алгебра 9 класс, задачник для общеобразовательных учреждекний. – М.: Мнемозина, 2002.
7. Глейзер Г.И. История математики в школе. 7-8 классы (пособие для учителей).-М.: Просвещение, 1983.
Рекомендованные ссылки на интернет-ресурсы
1. Раздел College.ru по математике (Источник).
2. Портал Естественных Наук (Источник).
3. Exponenta.ru Образовательный математический сайт (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
1. № 14,15, 17 (Макарычев Ю.Н. и др. Алгебра 9 класс).
2. № 8.132 (Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов).