Математика
Тема 10: Числовые функции. Профильный уровеньУрок 4: Аналитический способ
- Видео
- Тренажер
- Теория
Тема: Числовые функции
Урок: Аналитический способ
1. Вступление
На уроке изучаются способы задания функции и рассматривается задание функции аналитическим способом, то есть с помощью формул.
Определение. Функцией называется закон (правило), по которому каждому элементу (числу) из множества ставится в соответствие единственный элемент (число) .
В определении: – независимая переменная (аргумент), - зависимая переменная (функция), множество – область определения, то есть множество всех допустимых значений аргумента.
Из определения ясно: чтобы задать функцию, надо задать закон или правило. Надо учесть единственное требование, которому должен удовлетворять этот закон : каждому должен соответствовать единственный элемент .
2. Конкретные примеры аналитического (формульного) задания функции
Линейная функция.
а.
б.
Рис. 1. График функции
Требуется: для каждой функции построить график, найти область определения и область значений.
Решение.
а. Строится график функции (см. Рис. 1).
Ответ:
б. Строится график функции (см. Рис. 2).
Ответ:
Рис. 2. График функции
Квадратичная функция.
а.
б.
Требуется: для каждой функции построить график, найти область определения и область значений.
Решение.
Рис. 3. График функции
а. Строим график функции (см. Рис. 3).
Ответ:
Чтение графика: если возрастает от до , то убывает от до ; если возрастает от до , то возрастает от до .
б. Строим график функции (см. Рис. 4).
Рис. 4. График функции
Ответ: область определения – проекция на ось . Область значений – проекция на ось .
Чтение графика: если возрастает от до , то убывает от до ; если возрастает от до , то возрастает от до .
3. Сопутствующая задача (на чтение графика)
Найдите все значения параметра , при каждом из которых уравнение , где :
1. Имеет хотя бы одно решение;
2. Имеет одно решение;
3. Имеет два решения.
Решение.
Решить задачу с параметром означает рассмотреть все значения параметра и при каждом из них указать ответ.
Решение задачи выполняется по алгоритму.
Рис. 5. График функций
и
1. Построить график функции, стоящей в левой части исходного уравнения , то есть график квадратичной функции (см. Рис. 4).
2. Рассечь график семейством прямых (см. Рис. 5).
3. Найти точки пересечения и их количество.
4. Выписать ответ.
Ответ:
1. Уравнение имеет хотя бы одно решение при (это следует из определения области значений, то есть каждое значение функции из области значений достигается хотя бы при одном значении аргумента);
2. Одно решение при ;
3. Два решения при .
Примечание. Данные задачи важны, так как встречаются на экзаменах в 9 и 11 классах.
4. Пример аналитического задания функции с помощью нескольких формул
Дана функция , где
Требуется:
1. Построить график функции;
2. Найти ее области определения и значений.
Решение. График функции изображен на Рис.6.
Рис. 6. График функции
Ответ: область определения – проекция графика функции на ось ; область значений – проекция графика функции на ось .
5. Сопутствующая задача (на чтение графика)
Найдите все значения параметра , при каждом из которых уравнение , где :
1. Имеет хотя бы одно решение;
2. Имеет только одно решение;
3. Имеет два решения.
Чтение графика: если возрастает от до , то возрастает от до ; если возрастает от до , то возрастает от до ; если возрастает от до , то убывает от до .
Решение. Воспользуемся соответствующим алгоритмом (см. п.3).
1. Построить график функции (см. Рис. 6).
2. Рассечь график функции семейством прямых (см. Рис. 7).
3. Найти точки пересечения и их количество.
4. Выписать ответ.
Рис. 7. График функции
и где
Ответ:
1. Уравнение имеет хотя бы одно решение при ;
2. Уравнение имеет только одно решение при ;
3. Уравнение имеет два решения при .
6. Итог урока
На этом уроке повторили определение функции, рассмотрели аналитические способы задания функций ( с помощью одной или нескольких формул ). Этот способ задания функций будет использоваться и далее.
Список рекомендованной литературы
1. Макарычев Ю.Н. и др. Алгебра 9 класс (учебник для средней школы).-М.: Просвещение, 1992.
2. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков, К.И. Алгебра для 9 класса с углубл. изуч. математики.-М.: Мнемозина, 2003.
3. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г Дополнительные главы к школьному учебнику алгебры 9 класса.-М.: Просвещение, 2002.
4. Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов (учебное пособие для учащихся школ и классов с углубл. изуч. математики).-М.: Просвещение, 1996.
5. Мордкович А.Г. Алгебра 9 класс, учебник для общеобразовательных учреждекний. – М.: Мнемозина, 2002.
6. Мордкович А.Г. , Мишутина Т.Н., Тульчинская Е.Е. Алгебра 9 класс, задачник для общеобразовательных учреждекний. – М.: Мнемозина, 2002.
7. Глейзер Г.И. История математики в школе. 7-8 классы (пособие для учителей).-М.: Просвещение, 1983.
Рекомендованные ссылки на интернет-ресурсы
1. Раздел College.ru по математике (Источник).
2. Портал Естественных Наук (Источник).
3. Exponenta.ru Образовательный математический сайт (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
1. № 14,15, 17 (Макарычев Ю.Н. и др. Алгебра 9 класс).
2. № 8.132 (Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов).