Математика
Тема 10: Числовые функции. Профильный уровеньУрок 14: Задачи на степенные функции
- Видео
- Тренажер
- Теория
Тема: Функции натуральные числа, их свойства и графики
Урок: Задачи на степенные функции
1. Введение
На этом уроке мы вспомним свойства степенных функций, т. е. функций вида , где – натуральное число, и решим серию типовых задач.
2. Функция
Рассмотрим степенную функцию с четным показателем степени (рис. 1).
3.Функция четная, т.е.
4. Всё семейство функций проходит через три фиксированные точки:
5. Функция не монотонна на всей области определения: функция убывает при ; функция возрастает при
3. Примеры
1. Отметим интервалы знакопостоянства функции на примере функции (рис. 2).
2. Рассмотрим функцию и ее интервалы знакопостоянства (рис. 3).
Рассмотрим задачу с параметром:
Найти число корней уравнения
Решение:
Метод решения подобных задач следующий:
1. Изобразить график функции.
2. Пересечь график семейством прямых
3. Определить число точек пересечения и выписать ответ (рис. 4).
При корней нет;
при уравнение имеет один корень;
при уравнение имеет два корня. Заметим, что сумма этих корней равна нулю.
4. Функция
Теперь кратко повторим график и свойства степенной функции с нечетным показателем.
Функция (рис. 5).
1.
2.
3. Функция нечетная, т.е. График симметричен относительно точки (0; 0).
4. Любая из функций проходит через три фиксированные характерные точки:
5. Функция монотонно возрастает.
5. Решение задач с использованием свойств степенных функций
Рассмотрим примеры.
1. Найти область значений функции и прочитать её график.
Решение:
При y убывает,
При y возрастает,
Ответ:
При функция возрастает,
Ответ:
2. Найдите точки пересечения графиков функций:
Решение:
Графики функций пересекаются в точках
Ответ:
Графики функций пересекаются в точках
Ответ:
3. Постройте и прочитайте график функции
Решение:
Еслито yубывает,
Если то yвозрастает,
Если то у убывает,
На примере предыдущей функции рассмотрим важную сопутствующую задачу.
Найти число корней уравнения с параметром:
Решение:
Решить уравнение с параметром означает перебрать все возможные значения параметра и для каждого указать ответ.
Методика решения таких задач нам известна:
1. Построить график функции .
2. Пересечь его семейством прямых.
3. Найти точки пересечения и выписать ответ (рис. 11).
Нет корней при .
Один корень при.
Два корня при.
Три корня при
6. Заключение
Мы вспомнили основные свойства степенных функций с натуральным показателем и решили серию типовых задач. На следующем уроке мы расcмотрим функцию
Список рекомендованной литературы
1. Мордкович А.Г. и др. Алгебра 9 кл.: Учеб. Для общеобразоват. Учреждений.- 4-е изд. – М.: Мнемозина, 2002.-192 с.: ил.
2. Мордкович А.Г. и др. Алгебра 9 кл.: Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, Т. Н. Мишустина и др. — 4-е изд. — М.: Мнемозина, 2002.-143 с.: ил.
3. Макарычев Ю. Н. Алгебра. 9 класс : учеб.для учащихся общеобразоват. учреждений / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, И. Е. Феоктистов. — 7-е изд., испр. и доп. — М.: Мнемозина, 2008.
4. Алимов Ш.А., Колягин Ю.М., Сидоров Ю.В. Алгебра. 9 класс. 16-е изд. - М., 2011. - 287 с.
5. Мордкович А. Г. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, П. В. Семенов. — 12-е изд., стер. — М.: 2010. — 224 с.: ил.
6. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, Л. А. Александрова, Т. Н. Мишустина и др.; Под ред. А. Г. Мордковича. — 12-е изд., испр. — М.: 2010.-223 с.: ил.
Рекомендованные ссылки на ресуры интернет
1. Открытая математика (Источник).
2. Задачи (Источник).
3. Решу ЕГЭ (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
Мордкович А.Г. и др. Алгебра 9 кл.: Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, Т. Н. Мишустина и др. — 4-е изд. — М. : Мнемозина, 2002.-143 с.: ил.
№№311, 312, 321.