Всеобщая история

Тема 6: Возвышение Афин в 5 веке до н.э. и расцвет демократии

Урок 5: В афинских школах и гимнасиях (Кормилицына Е.Г.)

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?


Предыстория

Древние греки большое внимание уделяли развитию тела и учению. Греческие скульптуры до сих пор считаются образцом красоты человеческого тела, а древнегреческие мыслители оказали огромное влияние на развитие европейской философии и науки.

Ко времени расцвета древнегреческой культуры (V–IV вв. до н.э.) в Афинах было много заведений для занятий науками и спортом. В эти древние времена, больше 2,5 тыс. лет назад, дети тоже ходили в школы, учились там читать и писать.

 

События

Школы

  • В 7 лет мальчиков отдавали педагогам. Педагог переводится как «сопровождающий ребёнка». Это были рабы. Педагоги водили детей в школу, занимались воспитанием.
  • Школы были платными.
  • Для учения письму использовались деревянные таблички, покрытые воском. На них выдавливали буквы заострённой палочкой.
  • Более глубокие знания могли получить только богатые греки.
  • В школах читали знаменитые произведения литературы, часто заучивали их наизусть.
  • В школах Древней Греции изучались грамота, арифметика, музыка, пение, рисование.

Палестры

Помимо обычных школ, с 12 лет мальчики учились в палестрах. В палестрах занимались гимнастикой, спортом (борьбой, бегом, метанием диска и копья, плаванием), военной подготовкой, правилам поведения.

Воспитание девочек заключалось в том, что девочки не посещали школы и палестры, их воспитывали дома, с 7 лет девочек учили читать и писать, ткать, прясть, быть хорошими хозяйками.

Обучение взрослых

Взрослые, желавшие продолжить обучение, занимались в гимнасиях. В гимнасиях занимались гимнастикой. Помимо этого, в гимнасиях выступали ораторы, устраивались дискуссии. Это были интеллектуальные центры.

Академия – школа древнегреческого мыслителя Платона. В ней изучали философию, историю, политику, математику.

Лицей – школа древнегреческого мыслителя Аристотеля. Получила название по храму Аполлона Ликейского, располагавшегося рядом.

Слова «академия» и «лицей» сохранились в европейских языках до наших дней.

 

Участники

Платон – древнегреческий философ и мыслитель, основатель Академии.

Аристотель – древнегреческий философ и мыслитель, основатель Лицея.

 

Заключение

Благодаря прочным традициям всестороннего образования и воспитания, афиняне вырастали одновременно и хорошими воинами, и высокообразованными людьми. Образование нужно было даже простым пахарям, ведь каждый афинский гражданин мог принимать участие в управлении полисом.

 

Параллели

Если сравнить древнегреческие и древнеегипетские школы, то в Египте только дети самых зажиточных людей могли посещать школы. Они позже становились писцами или жрецами. А для простых земледельцев и ремесленников не было так позорно, как в Греции, не уметь читать и писать.

Маленькие египтяне, так же как и маленькие греки, в школе учились читать, писать и считать. А вот физическая культура (плавание, бег, борьба) в Египте не так высоко ценилась, сведений о специальных спортивных школах (подобно греческим палестрам) нет.


Конспект


Когда афинскому мальчику, сыну состоятельного гражданина, исполнялось семь лет, его отдавали в школу. До этого возраста он проводил время дома, на женской половине, играя с братьями и сестрами, слушая песни рабынь, трудившихся над пряжей, тканьем, вышивкой, приготовлением пищи, или сказки няни и матери. Ни один посторонний мужчина не входил на женскую половину. Изредка отец водил своего сына в гости или разрешал ему присутствовать в мужском зале, когда гости собирались у него в доме.

Но не только радости были у детей. Были у них и печальные минуты, когда за провинности раб-нянька, называвшийся педагогом (рис. 1), или отец жестоко поучали их палкой. Вообще детей не слишком баловали: купали в холодной воде, заставляли выходить легко одетыми даже в самые холодные дни, чтобы они стали крепкими и закаленными.

Раб-педагог

Рис. 1. Раб-педагог (Источник)

С семи лет начиналось обучение в школе. Прощай, женская половина дома и игры с сестрами! Девочек в школу не отдавали. Ведь афинские женщины не участвовали ни в выборах, ни в народном собрании, ни в судах. Все, что от них требовалось, – это быть скромными, покорными женами и домовитыми хозяйками. Чем реже показывались они на людях, тем больше гордились ими отец и муж. А для такой жизни вполне достаточно было обучить их дома ткать шерсть, печь хлеб да присматривать за рабынями.

...И вот мальчик идет в школу. Только что взошло солнце, а двери школы уже открыты. Отовсюду стекаются ученики. За ними следуют рабы, обязанные сопровождать господских сыновей в школу. Они несут за мальчиками учебные принадлежности: деревянные, покрытые воском таблички для письма, палочки-стили, которыми писали, а для старших мальчиков – и лиру, на которой они учились играть. Школы были частными, родители платили учителю за обучение детей.

В школе мальчика прежде всего учили грамоте. Чтобы обучение шло легче, учитель давал ученику глиняные таблички, на которых были написаны буквы и слоги, и ученик постепенно обучался складывать из них слова. Грамоте обучали долго, года три. Сначала учили писать на восковых табличках заостренной металлической или костяной палочкой – стилем. Осилив грамоту, ученики приступали к чтению Гомера. Сидя на кресле с высокой спинкой, учитель развертывал на столе свиток, на котором были написаны песни «Илиады» и «Одиссеи». Читали в школе и поэму древнего поэта Гесиода о происхождении богов, сотворении мира и людей, о том, как первые боги, гиганты воевали со сменившими их богами-олимпийцами. Образованный человек должен был знать наизусть множество стихов Гомера и других поэтов и уметь кстати привести их в застольной беседе, в речи на народном собрании или в суде.

В школе мальчиков учили игре на кифаре, на лире и на флейте, а также пению. Всякий афинянин должен был уметь играть и петь. С раннего возраста хоры мальчиков участвовали в музыкальных состязаниях во время игр и празднеств, а впоследствии, став взрослыми, афиняне пели в праздничных хорах или выступали на состязаниях певцов. Кроме того, греки считали, что изучение музыки возвышает и облагораживает человека, как и знакомство с математикой. Поэтому арифметика и начала геометрии тоже преподавались в школах, но не слишком подробно.

С 12–13 лет мальчики начинали посещать также палестры (от греч. Пале – борьба). Прозанимавшись первую половину дня в школе, мальчики отправлялись в палестру – гимнастическую школу (рис. 2). Сбросив одежду и натерев кожу оливковым маслом, чтобы она стала упругой и гладкой, они выходили на усыпанное песком открытое пространство, где происходили занятия. Начинались упражнения: бег, борьба, прыгание, метание диска и копья. Готовясь к состязаниям на играх и к войне, юноши стремились стать сильными, ловкими и быстрыми. Здесь же, в палестрах, юноши обучались танцам под музыку кифар и лир. Пляски соединялись с пением: юношам, может быть, придется выступить в хоре во время театральных представлений, они должны уметь и петь, и плясать одновременно...

Палестра

Рис. 2.  Палестра (Источник)

Кроме частных палестр, были в Афинах и три гимнастические школы – гимнасии, принадлежавшие государству. Это были Академия, Ликей и Киносарг. На содержание их давали средства, по предписанию государства, богатые граждане. Впоследствии Академия прославилась благодаря тому, что там учил знаменитый философ Платон (рис. 3), а Ликей – благодаря школе, созданной там философом Аристотелем (рис. 4), одним из самых прославленных ученых древности. Знаменитые ученые выступали перед слушателями, излагали свои взгляды на строение Вселенной, предлагали планы создания образцового государства. В гимнасиях обучали красноречию – умению отстаивать свое мнение при выступлении в Народном собрании и судах.

Платон

Рис. 3. Платон

Аристотель

Рис. 4. Аристотель

Когда молодые афиняне достигали 18 лет, они кончали учение в школах и гимнасиях и шли на военную службу, становились эфебами. Отныне мальчик считался совершеннолетним. Теперь его имя вносили в списки их родного округа – дема. Это была важная и торжественная церемония, потому что внесенный в списки становился впоследствии гражданином, мог участвовать в народном собрании, управлять своим имуществом и, когда достигнет определенного возраста, занять любую государственную должность.

Лишь в редких случаях молодые люди, заинтересовавшись философией или ораторским искусством, продолжали занятия у какого-нибудь славившегося своей ученостью мудреца. Иногда такие юноши в дальнейшем и сами становились видными учеными, как, например, ученики знаменитого Сократа или величайшего философа Греции Аристотеля.

 

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс – М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. – М.: Просвещение, 1991.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Countries.ru (Источник)
  2. Newacropol.ru (Источник)
  3. Wisdoms.ru (Источник)

 

Домашнее задание

  1. На какие этапы можно разделить образование мальчиков в древних Афинах?
  2. Какие знания получали афиняне в школах?
  3. Какие предметы изучались в палестре?
  4. Где после окончания школы могли продолжить образование представители знати?