Всеобщая история
Тема 6: Возвышение Афин в 5 веке до н.э. и расцвет демократииУрок 4: В афинских школах и гимнасиях (Зарапин Р.В.)
- Видео
- Тренажер
- Теория
Предыстория
Древние греки большое внимание уделяли развитию тела и учению. Греческие скульптуры до сих пор считаются образцом красоты человеческого тела, а древнегреческие мыслители оказали огромное влияние на развитие европейской философии и науки.
Ко времени расцвета древнегреческой культуры (V–IV вв. до н.э.) в Афинах было много заведений для занятий науками и спортом. В эти древние времена, больше 2,5 тыс. лет назад, дети тоже ходили в школы, учились там читать и писать.
События
Школы
- В 7 лет мальчиков отдавали педагогам. Педагог переводится как «сопровождающий ребёнка». Это были рабы. Педагоги водили детей в школу, занимались воспитанием.
- Школы были платными.
- Для учения письму использовались деревянные таблички, покрытые воском. На них выдавливали буквы заострённой палочкой.
- Более глубокие знания могли получить только богатые греки.
- В школах читали знаменитые произведения литературы, часто заучивали их наизусть.
- В школах Древней Греции изучались грамота, арифметика, музыка, пение, рисование.
Палестры
Помимо обычных школ, с 12 лет мальчики учились в палестрах. В палестрах занимались гимнастикой, спортом (борьбой, бегом, метанием диска и копья, плаванием), военной подготовкой, правилам поведения.
Воспитание девочек заключалось в том, что девочки не посещали школы и палестры, их воспитывали дома, с 7 лет девочек учили читать и писать, ткать, прясть, быть хорошими хозяйками.
Обучение взрослых
Взрослые, желавшие продолжить обучение, занимались в гимнасиях. В гимнасиях занимались гимнастикой. Помимо этого, в гимнасиях выступали ораторы, устраивались дискуссии. Это были интеллектуальные центры.
Академия – школа древнегреческого мыслителя Платона. В ней изучали философию, историю, политику, математику.
Лицей – школа древнегреческого мыслителя Аристотеля. Получила название по храму Аполлона Ликейского, располагавшегося рядом.
Слова «академия» и «лицей» сохранились в европейских языках до наших дней.
Участники
Платон – древнегреческий философ и мыслитель, основатель Академии.
Аристотель – древнегреческий философ и мыслитель, основатель Лицея.
Заключение
Благодаря прочным традициям всестороннего образования и воспитания, афиняне вырастали одновременно и хорошими воинами, и высокообразованными людьми. Образование нужно было даже простым пахарям, ведь каждый афинский гражданин мог принимать участие в управлении полисом.
Параллели
Если сравнить древнегреческие и древнеегипетские школы, то в Египте только дети самых зажиточных людей могли посещать школы. Они позже становились писцами или жрецами. А для простых земледельцев и ремесленников не было так позорно, как в Греции, не уметь читать и писать.
Маленькие египтяне, так же как и маленькие греки, в школе учились читать, писать и считать. А вот физическая культура (плавание, бег, борьба) в Египте не так высоко ценилась, сведений о специальных спортивных школах (подобно греческим палестрам) нет.
Введение
На данном уроке речь идет об обучении афинских детей: в школе, палестре и гимнасии, о том, какие предметы изучали маленькие афиняне, с помощью чего писали, какими видами искусства занимались.
В афинской школе
Когда ребенку исполнялось 7 лет, ему давали специального раба-педагога. Он занимался воспитанием ребенка, его сопровождением. Слово «педагог» происходит от греческого «παῖς» [пайс] – «ребенок» и «ἄγω» [гогио] – «водить», поэтому педагог в дословном переводе – «водитель ребенка».
Педагог не мог научить своего воспитанника грамоте, потому что многие педагоги были приезжими из других регионов Средиземноморья и сами плохо говорили по-гречески. Поэтому мальчиков отдавали в школу (рис. 1), а образованием и воспитанием девочек занимались матери в домашних условиях. Девочек, так же как и мальчиков, учили читать и писать, но в основном их учили тому, как стать хорошими хозяйками дома.
В греческой школе преподавали чтение, письмо и арифметику, а также занимались музыкой, изучали искусство и учились рисовать.
Основным, что изучали в греческой школе, были буквы. Пока ребенок был маленьким и не умел писать, ему давали специальную деревянную табличку, натертую воском, а также палочку из кости или из металла – такая палочка называлась стиль (рис. 2). С помощью этой палочки можно было выдавливать на восковой табличке буквы (рис. 3). Когда ребенок уже немного умел писать, ему разрешали пользоваться папирусом (рис. 4). Греки, так же как и египтяне, писали на папирусе тростниковым пером. Папирус был дорогим материалом, ведь его приходилось вывозить из Египта. Поэтому пользоваться им могли только те ученики, которые уже умели писать. Маленьким детям, которые только учились письму, пользоваться папирусом не разрешалось.
Кроме того, в греческих школах учили петь. Пение и музыка были обязательной частью греческой культуры. На религиозных празднествах их участники должны были хором исполнять религиозные гимны.
В афинской палестре
Когда мальчикам исполнялось 12 лет, кроме школы, они начинали ходить в палестру (от греческого слова «борьба»). В палестре мальчики занимались спортивными упражнениями. Основным видом спорта для древних греков была борьба (рис. 5). Кроме борьбы, в палестре учились бегать, далеко и высоко прыгать, а также метать диск и копье. Там же учились плаванию. Море играло особую роль в жизни древних греков, поэтому умение плавать считалось таким же важным, как и умение читать или писать.
От учеников палестры, помимо прочего, требовалось вырабатывать хорошие манеры, уметь вести себя в обществе. Для того чтобы ученики имели перед собой хорошие образцы, в палестрах устанавливали статуи, изготовленные известными скульпторами. Например, статуя «Дискобол» скульптора Мирона (рис. 6). Видя такие статуи, афинские юноши должны были стремиться к достижению таких же результатов.
Спортом афинские юноши занимались обнаженными, ведь у греков был культ человеческого тела. Они считали, что ум человека должен быть развитым, а тело – красивым. Поэтому по сей день греческие статуи рассматриваются как образец или эталон физического развития человека.
Во время обучения в палестре постоянно устраивались учебные бои. Ученики должны были показать, насколько хорошо они усвоили навыки (например, навык борьбы).
В школах и в палестрах практически не задавали домашних заданий. Плохих оценок не было и наказаний практически тоже. Наказание грозило только тогда, когда кто-то вел себя нечестно, боролся не по правилам. Наказанием для таких нечестных спортсменов были розги.
В афинской гимнасии
После того как юношам исполнялось 16 лет, они могли уже не ходить в палестру, но заниматься спортом было положено до старости. В окрестностях Афин существовали специальные заведения, которые назывались гимнасиями. Гимнасия – это не школа, а нечто вроде стадиона (рис. 7). В гимнасиях не учились, а занимались спортом. Гимнасии были очень популярным местом препровождения у древних греков наравне с древнегреческим театром. Там не только соревновались, но и слушали выступления известных ораторов, а греческие писатели читали там свои произведения. Там же устраивались политические дискуссии.
Список литературы
1. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. 5 класс. – М.: 2010.
2. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция / М.Л. Гаспаров. – М.: 1998.
3. Данилов Д.Д., Сизова Е.В. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. – М.: «Школа 2100», 2013.
4. Колобова К.М. Как жили древние греки / К.М. Колобова, Е.Л. Озерецкая. – М.: 1959.
5. Низолм Д. Древняя Греция: энциклопедия для детей. – М.: 2011.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет
1. Интернет портал «Nado5.ru» (Источник)
2. Интернет портал «Проза.ру» (Источник)
3. Интернет портал «Tepka» (Источник)
Домашнее задание
1. Расскажите об обучении афинян в школе: кто мог там учиться, в каком возрасте начиналось образование в школе, какие изучались предметы?
2. Расскажите об обучении афинян в палестре: что такое палестра и что там делали афиняне?
3. Что такое гимнасия? Какие мероприятия там проводились?