Всеобщая история
Тема 6: Возвышение Афин в 5 веке до н.э. и расцвет демократииУрок 3: В городе богини Афины (Кормилицына Е.Г.)
- Видео
- Тренажер
- Теория
Предыстория
Афины – очень древний город Греции. В эпоху расцвета древнегреческой культуры он был одним из крупнейших и красивейших городов Греции. В Афины съезжались жители других полисов и иностранцы, сюда привозили рабов. Афины пережили разрушения, принесённые персами во время греко-персидских войн V века до н.э. После победы над персами пришло время восстановить и обновить город.
События
Акрополь
Акрополь – самая впечатляющая и красивая часть древнего города Афины.
Акрополь – цитадель, политический и религиозный центр города. Он находился на возвышении, здесь располагались самые главные храмы полиса.
В V в. до н.э. Акрополь был перестроен (после разорения города персами).
Здесь располагались знаменитые постройки:
- Пропилеи – ворота для входа на Акрополь.
- Парфенон со статуей Афины – главный храм города в честь богини Афины (покровительницы).
- Бронзовая статуя Афины работы скульптора Фидия. Статуя служила маяком для мореплавателей.
- Храм Эрехтейон. По легенде, построен на том самом месте, где Афина подарила жителям города оливковое дерево.
Многие из памятников Акрополя до сих пор сохранились, хотя и сильно пострадали в ходе истории.
Агора
Агора – главная площадь Афин.
Здесь проходила вся общественная жизнь: собиралось народное собрание, заседал Совет пятисот, тут располагался главный рынок, на котором можно было купить продукты питания, ремесленные изделия, рабов.
Керамик
Стал знаменитым район Афин под названием Керамик. Здесь жили ремесленники, изготовители глиняной посуды. От названия этого района произошло слово «керамика».
Древние Греки умели делать очень красивую посуду. Расписывать глиняные сосуды было принято чёрной краской.
Существовало два варианта росписи:
- Чёрнофигурная – рисунок (фигуры, предметы) наносился чёрной краской по красной обожжённой глине, а фон оставался красным.
- Краснофигурная – чёрной краской рисовался фон, а фигуры и предметы оставались красными.
Виды греческой керамики:
- кратер (сосуд для смешивания воды и вина),
- гидрия (сосуд для воды),
- амфоры (сосуды для жидкостей) транспортировочные и столовые,
- киаф (черпак),
- ойнохойя (горло с тремя устьями, позволяет наливать вино сразу в три чаши),
- ритон (для религиозных обрядов),
- килик (плоская чаша),
- аскос (для хранения масел),
- пифос (для хранения зерна).
Участники
Фидий – скульптор, автор статуи Зевса в Олимпии, статуи Афины в Парфеноне.
Афина – богиня войны и мудрости, покровительница города Афины.
Киаф – виночерпий, которого по легенде убил Геракл. Сосуд для зачерпывания вина получил его имя.
Заключение
Афины, особенно афинский Акрополь, производил неизгладимое впечатление на путешественников. Афиняне гордились красотой своего города. Развалины Акрополя сохранились до наших дней и до сих пор впечатляют людей со всего мира.
Параллели
Греческие полисы были похожи друг на друга по строению.
В каждом полисе обязательно возводились:
- храм божеству-покровителю,
- агора (главная городская площадь),
- защитные стены вокруг города. Здесь исключением была Спарта, так как её жители находились всегда в полной боевой готовности и были абсолютно уверены в своей непобедимости.
Интересно, что при основании колоний греки сначала возводили храм божеству, а сами в это время жили в землянках, и только после завершения строительства обязательных для полиса зданий начинали строить жилые дома.
Конспект
В VIII–VII веках до н. э. в Афинах появилось много мастерских и лавок кузнецов, горшечников, сапожников, город превратился в крупнейший центр ремесла и торговли. Однако район гончарных мастерских, Керамик, не вызывал восторг. В нем были узкие улочки, глухие стены домов с запертыми калитками. Горожане выливали помои и выбрасывали отбросы прямо на улицу. Вечерами из-за грязи по Керамику нельзя было ходить, не освещая дорогу смоляным факелом. Тем не менее, Керамик был известен далеко за пределами Эллады: в однообразных домах жили и трудились искусные гончары и живописцы, создавшие великолепные расписные вазы. Вазы украшали чернофигурным (рис. 1) и краснофигурным рисунком. По красноватой глине художник наносил фигуры черным лаком, и наоборот, где был рисунок, не наносил лак, сохраняя красноватый цвет, а покрывал остальную часть вазы. Расписные вазы были дорогие, но изготавливали и более дешевую посуду: сосуды с двумя ручками для вена и масла, кувшины для воды, чаши.
Владелец гончарной мастерской имел несколько рабов, которым поручал однообразную и грубую работу, такую как вымешивать глину, подносить топливо к печи, железным стержнем ворошить пылавшие угли. А работу творческого характера, например роспись ваз, выполняли граждане, переселенцы или вольноотпущенники.
Афиняне жили насыщенной общественной жизнью, поэтому большую часть времени они проводили вне дома, переходя туда лишь ко сну. Дом делился на женскую и мужскую половину. Центральным помещением мужской и женской половины был зал, где устраивали пиры.
Агора – главная площадь Афин (рис. 2). По утрам, в рыночные часы, здесь было многолюдно и шумно. Торговцы стоя зазывали покупателей. В одном месте рынка покупали сыр, в другом овощи, в третьем нанимали повара для званого обеда. Особое место было отведено для торговли рабами. На торговую площадь шли только мужчины, женщины редко совершали покупки. Толкотня и давка бывали столь велики, что богатый грек приходил в сопровождении рабов, слуг. Слуги за щекой держали деньги (монеты, драхмы), потому что тогда еще не было кошельков, и расчищали для господина путь. За порядком следили смотрители рынка, их выбирали по жребию. Окончив дела, отправив слуг с покупками домой, афиняне проводили время с друзьями; обсуждали последние новости, болтали о всякой всячине. Местами встреч были спасавшие от палящих солнечных лучей портики храмов, представлявшие собой тенистые проходы под крышей, поддерживаемой колоннами.
В другой части Агоры в прямоугольном здании почти ежедневно собирался совет пятисот, который избирался по жребию из числа афинских граждан. Они следили за пополнением казны, строительством военных кораблей и храмов.
Афиняне не представляли жизнь без каждодневных посещений Агоры.
Повсюду в Афинах был виден Акрополь – холм с крутыми и обрывистыми склонами. Его вершину украшала бронзовая статуя Афины. Моряки, подплывавшие к Пирею, могли заметить, как блестят на солнце её позолоченный шлем и наконечник копья.
Лишь одна дорога вела на Акрополь. В дни празднеств по ней поднималась нарядная толпа афинян. По пути они любовались стоявшим справа небольшим храмом богини победы Ники. На вершине Акрополя перед ними открывался вид на храм богини Афины – Парфенон. Это самое прекрасное творение греческих строителей. Храм сооружен из мрамора, окружен со всех сторон колонами (рис. 3).
Внутри находилась статуя Афины – творение Фидия. В основном статуя была выполнена из дерева; одежда, щит и шлем были сделаны из золота; лицо, шея, руки покрыты тонкими пластинками из слоновой кости цвета человеческого тела.
На том месте, где по преданию состоялся спор Афины и Посейдона, находился храм Эрехтейон (рис. 4). В одном из его портиков вместо колонн стояли кариатиды – каменные фигуры девушек.
Посещение Агоры и Акрополя производило большое впечатление. Недаром считали, что город Афины по красоте превосходит все остальные города.
Список литературы
- А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс – М.: Просвещение, 2006.
- Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. – М.: Просвещение, 1991.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Домашнее задание
- Какие районы древних Афин вам известны?
- Чем славился на весь мир Керамик?
- Какие здания и учреждения располагались на Агоре?
- Какими памятниками архитектуры гордились афиняне?