Математика
Тема 12: Производная. Профильный уровеньУрок 16: Построение графика функции с помощью производной, сопутствующие задачи
- Теория
Введение
Методика исследования функции, построение ее графика, включает в себя 2 этапа:
1. исследование без производной;
2. исследование с помощью производной.
Построение графика и исследование функции
без производной
При исследовании функции
без производной нахождение интервалов знакопостоянства и определение знаков функции на них выполнить очень затруднительно. Однако некоторые свойства данной функции можно узнать:
1. Область определения функции – это множество всех действительных чисел.
2. Если x стремится к
, то и данная функция стремится к
. Следовательно, множество значений функции – это вся числовая ось.
![]()
3. График этой функции симметричен относительно точки
.
Пояснение
Рассмотрим функцию ![]()
![]()
Эта функция позволяет найти интервалы знакопостоянства и построить эскиз графика (см. Рис. 1).
Эта функция нечетная:
![]()
График нечетной функции симметричен относительно точки с координатами
.

Рис. 1. График функции ![]()
При прибавлении 4 к функции
график сдвинется на 4 единицы вверх по оси
(см. Рис. 2): корни
и
пропадают, а корень
сдвигается влево. Следовательно, график функции
будет симметричен относительно точки
.

Рис. 2. Схематичное изображение графиков функции
и ![]()
Нам удалось установить, что функция
имеет как минимум один корень, который меньше чем
.
Построение графика и исследование функции
с помощью производной
Приравниваем производную к 0 и находим критические точки:
– критические точки
Выделим интервалы знакопостоянства производной, которые определяют интервалы монотонности самой функции (см. Рис. 3).
До точки
функция возрастала (производная была положительна), после этой точки функция убывает (производная отрицательная), следовательно,
– это точка максимума.
До точки
функция убывала, после этой точки функция возрастает, следовательно,
– это точка минимума.

Рис. 3. График производной функции ![]()
Найдем значения функции в точках минимума и максимума:
Можно сделать вывод, что функция возрастает от
до 6 и от 2 до
; функция убывает от 6 до 2.
На рисунке 4 показан график функции
. Этот график читается следующим образом:
Если аргумент возрастает от
до
, то функция возрастает от
до 6; если аргумент от
до 1, то функция убывает от 6 до 2; если аргумент возрастает от 1 до
, то функция возрастает от 2 до
.

Рис. 4. График функции ![]()
Результаты исследования функции ![]()
1.
при
и при ![]()
2.
при ![]()
3.
– т. max
– т. min
3.
. Наибольшего и наименьшего значения функции не существует.
Задача
Найти число корней уравнения
в зависимости от параметра
.
Решение
1. Перенесем
в правую часть уравнения:
2. Построим график функции
(см. Рис. 5) (как построить график этой функции см. выше).

Рис. 5. Иллюстрация к задаче
3. Рассечем этот график семейством прямых
, при разных
. Найдем точки пересечения этих прямых с графиком функции
(см. Рис. 6).

Рис. 6. Иллюстрация к задаче
Уравнение
имеет один корень при каждом
из множества
, а также из множества
.
Уравнение
имеет два корня при
и при
.
Уравнение
имеет три корня при всех
из множества
.
Ответ: 1 корень:
2 корня:
;
;
3 корня:
.
Частные случаи для задачи
1. Найти все значения параметра
, при каждом из которых данное уравнение имеет ровно два различных корня.
Ответ: уравнение
имеет два корня при
и при
.
2. Найти наибольшее натуральное значение параметра a, при котором уравнение имеет три различных корня.
Решение
Уравнение
имеет три корня при всех
из множества
. В это множество входят такие натуральные числа: 3, 4, 5. Наибольшее из них – это 5.
Ответ:
.
Общий план построения графика и исследования функции
Общий план состоит из двух этапов:
1. Этап А: исследование без производной.
2. Этап Б: исследование с производной.
Этап А
1. Найти область определения функции
.
2. Выделить интервалы знакопостоянства функции и определить знаки функции на них (для этого нужно приблизительно оценить расположение корней или точно найти их).
3. Найти точку пересечения графика с осью
, для этого приравнять
и вычислить
.
4. Выяснить специфику функции:
- четность, нечетность, периодичность;
- наличие центра или оси симметрии.
5. Построить эскиз графика в окрестностях каждого корня (в окрестностях корня функция может возрастать, убывать, иметь точку максимума или минимума (см. Рис. 7)).

Рис. 7. Эскиз графиков в окрестностях корня
6. Построить эскиз графика функции в окрестностях точек разрыва области определения
. Точки разрыва – это, как правило, корни знаменателя. Они могут определять вертикальные асимптоты.
7. Построить график функции в окрестностях бесконечно удаленных точек:
.

Этап Б
1. Найти производную функции
.
2. Найти интервалы знакопостоянства производной и определить знаки производной на них. Эти интервалы определяют интервалы монотонности самой функции.
3. Найти критические точки, исследовать их на экстремум.
4. Построить и описать график функции
.
Предложенная схема работает особенно хорошо для функций вида:
, где
и
– многочлены.
Список литературы
1. Мордкович А.Г., Семенов П. В. Алгебра и начала математического анализа, 10 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2009.
2. Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа, 10 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2009.
3. Виленкин Н.Я., Ивашев-Мусатов О.С., Шварцбурд С.И. Алгебра и математический анализ для 10 класса (учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики). – М.: Просвещение, 1996.
4. Колягин Ю.М., Сидоров Ю.В., Ткачева М.В., Федорова М.В., Шабунин М.И. Алгебра и начала математического анализа, 10 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (профильный уровень). – М.: Мнемозина, 2009.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
1. Интернет-сайт «ЯКласс» (Источник)
2. Интернет-сайт «Вся элементарная математика» (Источник)
3. Интернет-сайт YouTube (Источник)
Домашнее задание
1. Задание 45.13, 45.15(а), 45.3 (б) (стр. 265) – Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа, 10 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник (Источник)
2. Исследуйте функцию и постройте ее график
.