Математика
Тема 10: Показательная и логарифмическая функции. Профильный уровеньУрок 8: Понятие логарифма. Простейшие задачи
- Теория
1. Определение и свойства показательной функции, определение логарифма
Напомним, откуда появилось понятие логарифма. Для этого вспомним понятие показательной функции и ее важнейшие свойства.
Показательная функция – это функция вида
, где
и
:

Рис. 1. График показательной функции
На графике красным показана показательная функция с основанием, меньшим единицы (
), а черным – с основанием, большим единицы (
).
Основные свойства показательной функции:
Область определения:
;
Область значений:
;
Функция монотонно возрастает при
и монотонно убывает при ![]()
Как и с любой функцией, с показательной связаны две основные задачи:
Прямая – по заданному значению аргумента определить значение функции: ![]()
Обратная – по заданному значению функции определить значение аргумента: ![]()
Существует ли х? Да, существует. При выполнении всех заданных условий решение уравнения существует, и оно единственное. Проиллюстрируем:

Рис. 2. Графическое решение уравнения
для
(левее) и
(правее)
Каждое положительное значение b функция
достигает при единственном значении аргумента. Данное значение аргумента носит название логарифма:
![]()
Определение:
Логарифмом числа b по основанию а называется такой показатель степени, в которую нужно возвести основание а, чтобы получить число b.
2. Основное логарифмическое тождество, простейшие примеры
![]()
3. Решение уравнений с логарифмами
Примеры:
![]()
Пример 1 – решить уравнение: (Рис. 3).
а) ![]()
Задано простейшее показательное уравнение, которое мы умеем решать. Уравняем основания степеней:
![]()
По определению логарифма:
![]()
б)
(Рис. 4).
Задано простейшее показательное уравнение, которое мы умеем решать. Уравняем основания степеней:
![]()
По определению логарифма:
![]()
в)
(Рис. 5).
По определению логарифма:
![]()
Cогласно основному логарифмическому тождеству (
)
![]()
![]()
То есть, мы, как и раньше, уравняли основания степеней и получили ответ.
г)
(Рис. 6).
По определению логарифма:
![]()
Cогласно основному логарифмическому тождеству (
)
![]()
![]()

Рис. 3. Иллюстрация к примеру 1.а

Рис. 4. Иллюстрация к примеру 1.б

Рис. 5. Иллюстрация к примеру 1.в

Рис. 6. Иллюстрация к примеру 1.г
Пример 2:
Доказать, что число
– иррациональное.
Напомним, что рациональными числами называются дроби, где числитель – любое целое, а знаменатель – любое натуральное число:
![]()
Доказательство – от противного:
Пусть число
– рациональное. Мы знаем, что данное число положительно. Получаем:
![]()
Тогда по основному правилу имеем:
![]()
Возведем обе части полученного уравнения в степень n:
![]()
Получили противоречие:
имеет простые сомножители числа 3, а
– числа 2,
не кратно двум:
![]()
![]()
![]()
Полученное противоречие доказывает, что число
– иррациональное.
Пример 3 – решить неравенство: Рис. 7.
![]()
Способ 1 – решить уравнение и использовать свойства показательной функции:
![]()
По определению логарифма:
![]()

Рис. 10.7. Иллюстрация к примеру 3
Нас интересуют те значения аргумента, при которых показательная функция больше линейной. Очевидно, что это значения ![]()
Ответ: ![]()
Способ 2 – уравнять основания:
Применим основное логарифмическое тождество:
![]()
Основание степени больше единицы, получаем ответ:
![]()
Получили такой же ответ, как и при решении первым способом.
4. Решение других типовых задач
Пример 4 – вычислить:
а) ![]()
Воспользуемся свойством степени – если в показателе стоит произведение, имеем право представить степень как возведенную в степень:
![]()
Применим основное логарифмическое тождество:
![]()
б) ![]()
Согласно определению, степень с отрицательным показателем можно представить в виде дроби:
![]()
Воспользуемся свойством степени – если в показателе стоит произведение, имеем право представить степень как возведенную в степень:
![]()
Применим основное логарифмическое тождество:
![]()
Итак, на данном уроке мы вспомнили определение и свойства показательной функции, определение и основные свойства логарифма. Также мы научились решать основные типовые задачи с логарифмами. Далее мы перейдем к изучению логарифмической функции.
Список литературы
- Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа. – М.: Мнемозина.
- Муравин Г.К., Муравина О.В. Алгебра и начала математического анализа. – М.: Дрофа.
- Колмогоров А.Н., Абрамов А.М., Дудницын Ю.П. и др. Алгебра и начала математического анализа. – М.: Просвещение.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Домашнее задание
1. Алгебра и начала анализа, 10–11 класс (А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов, Ю.П. Дудницын) 1990, № 488–490;
2. Решить уравнение:
![]()
3. Решить неравенство:
![]()